Благоверный князь Святослав Всеволодович и его время.

«Что было, то и будет; и что делалось,

то и будет делаться, — и нет ничего нового

под солнцем» Экклесиаст 1,9


Юрий Долгорукий любил закладывать города на месте слияния двух рек, даже если одна из них совсем маленькая.

Много красивых и удобных мест на Колокше. Но именно там, где впадает в неё речушка Гза, остановил свой взгляд великий князь. Об этом летописец сообщает так: «Юрий Долгорукий в своё имя град заложи, нарицаемый Польский, и церковь в нем камену созда во имя святого Георгия». Было это в 1152 году. (1)

Текла красавица Колокша, проплывали над Юрьевым облака, уходило время. Одни дома разваливались, другие строились, но осталось в городе нечто, что стояло и стоит более 700 лет. Это всемирно известный в настоящее время белокаменный Георгиевский собор, поставленный в 1234 году внуком Юрия Долгорукого Святославом на месте первоначального обветшавшего и пришедшего в негодность.

Благоверный князь Святослав , в крещении Гавриил, родился 26 марта 1196 года . Отцом его был самый могущественный в то время среди русских князей Всеволод Юрьевич , прозванный за многочисленное потомство Большое Гнездо. Княжение его было во многом продолжением внешней и внутренней деятельности Андрея Боголюбского. Подобно старшему брату, Всеволод заставил признать себя великим князем всей Русской земли. Его воле подчинились Рязань и Муром, Великий Новгород и Чернигов. С берегов далекой Клязьмы правил он и южной Русью. В Киеве великие князья чувствовали себя непрочно на своем престоле, если не ходили «по воле Всеволода». Военное могущество его было столь велико, что он. По выражению автора «Слова о полку Игореве», мог «Волгу веслами выплескать, а Дон шеломами вычерпать»

Мать Святослава Мария, дочь Богемского(Чешского) князя Шварна, славилась своим благочестием, кротостью и мудростью. Летописцы хвалят её за богатые вклады владимирским церквям. В последние семь лет жизни, страдая тяжелым недугом, она проявила удивительное терпение и за 18 дней до кончины приняла постриг.

Перед смертью Мария позвала сыновей, заклинала их жить в любви, напомнила мудрые слова Ярослава о том, что междоусобие губит князей и отечество, советовала детям быть набожными, трезвыми, приветливыми и в особенности уважать старцев.

К сожалению старшие братья Святослава Константин, Юрий (Георгий) и Ярослав не вняли её просьбам , что обернулось для них и Руси тяжелыми последствиями. Младший брат, по-видимому, унаследовал от матери её кротость, послушание, терпение. Не случайно Святое Провидение будет к нему благосклонно.

На четвертом году жизни по заведенному обычаю, как и всех княжеских детей , Святослава в первый раз торжественно постригли и посадили на коня в присутствии епископа, бояр и граждан города. Этот обряд обозначал вступление княжеского сына в чин благородных всадников. По этому поводу Всеволод устроил роскошный пир, угостил всех присутствующих союзных князей, одарил их золотом и серебром, конями, оружием, а бояр тканями и мехами.

А вскоре после этого события четырехлетнего Святослава отец посылает на княжение в Новгород.

Непростые отношения сложились у Всеволода с Господином Великим Новгородом. Как и его брат, Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич мечтал создать на севере Руси единое и великое Новгород-Суздальское княжество. Немало было в самом Новгороде сторонников союза с великим князем. К этому побуждали новгородцев торговые отношения. Новгородская земля была до крайности бедна продуктами земледелия. Торговый хлебный путь в Новгород шёл через пограничный Торжок. Туго приходилось новгородцам , когда захватывали его суздальцы. И если не хотели они кормиться мякиной и лебедой, то склоняли свои головы перед Всеволодом и принимали князей угодных ему.

Так оказался на княжеском столе малолетний Святослав. Однако бояре, сопровождавшие Святослава, не могли справиться со своеволием новгородцев, и тогда Всеволод посылает на княжение двадцатилетнего Константина.

В 1206 году Всеволод выводит из Новгорода старшего сына и снова посылает Святослава. В это время в Новгороде одержала верх боярская оппозиция, ненавидевшая владимиро-суздальских князей за их объединительную политику и отстаивавшая древние « вольности».

Вскоре решить призвать к себе другого князя и тайно отправили посла к Мстиславу Удалому. Торопецкий князь славился своей воинственностью и беспокойным нравом. Он всегда оказывался со своей дружиной там, где разгоралась усобица между князьями, и на призыв новгородских бояр не замедлил явиться. Мальчика-князя Мстислав взял под свою стражу, а дружину его приказал перевязать.

Обе враждующие стороны стали собирать войска и готовиться к сражению, но до кровопролития дело не дошло. Всеволод был осторожен и умел вовремя уступать. Великий князь обратился к Мстиславу с такими словами: «Ты мне сын, а я тебе отец; отпусти сына моего Святослава и мужей его, а я отпущу новгородских гостей с их товарами»

Мстислав принял его условия и, как пишет историк Н. М. Карамзин, «обе рати возвратились, не обнажив меча. И Константин привез Святослава родителю».

Нелегко пришлось Всеволоду Юрьевичу управлять Русью. Слишком много было у него соперников и противников в борьбе за великокняжеский престол. Не было в нем уже прежней силы и здоровья. Предчувствуя последние дни жизни, он всё больше задумывался, кому из сыновей передать старшинство. Не раз советовался он со своими близкими людьми, с епископом Иоанном, с другими духовными пастырями, кому завещать великокняжеский стол.

Старший сын Константин ничем не походил на отца: мало в нем было воинственной доблести. Совсем юному отдал ему отец в удел город Ростов. И привык жить там Константин, построил себе дворец, многие церкви. Великий книголюб, он собрал обширную библиотеку, открыл школу. И когда отец сказал Константину, что хочет завещать ему великокняжеский стол, но чтобы жил он во Владимире, а Ростов передал брату Юрию, старший сын отказался покинуть Ростов. Но хотел бы он к Ростову иметь и Владимир.

Не по сердцу пришелся Всеволоду ответ сына. Собрал он «всех бояр своих с городов и с волостей, и епископа Иоанна, и игуменов, и священников, и купцов, и дворян, и всех людей». После долгих размышлений Всеволод решил наказать ослушника: отдал старшинство второму сыну Юрию и завещал ему Владимирский стол. Константин получал в удел Ростов , Ярослав- Переславль-Залесский, Святослав — Юрьев-Польский.

Немного спустя 14 апреля 1212 года Всеволод умер. Известный историк С.Н. Соловьев так записал о Всеволоде: «Умирая, он ввергнул меч между сыновьями своими, и злая усобица грозила разрушить дело Андрея и Всеволода».(2)

Не был злым по своему характеру Константин, но не смог он переступить через обиду, не смог покориться последней воле отца и даже на похороны его не прибыл. И едва ли не на другой день после смерти Всеволода III между братьями начались столкновения. Летописец пишет: «И поднял он брови свои с гневом на князя Юрия, брата своего ».

В 1216 году усобица разрешилась битвой на реке Липице близ города Юрьева-Польского, и не последнюю роль в ней сыграл третий сын Всеволода – крутой и решительный Ярослав.

В 1215 году новгородцы позвали его на княжение. Думали они, что Ярослав покорно будет исполнять волю новгородского веча. Однако, прибыв в Новгород, он начал своё правление со строгостей и наказаний, с вечем же вовсе не стал считаться. И тогда Новгород пришел в большое волнение. Одного,другого, третьего дружинника князя находили зарезанными.

Ярослав вынужден был уехать из города. Ослепленный злобой, он ,по обычаю суздальских князей, захватил Торжок и перерезал путь снабжения Новгорода хлебом. Там начался страшный голод. Бедные ели сосновую кору, липовый лист и мох. Измученные голодом новгородцы обратились за помощью к Мстиславу Удалому, который не замедлил явиться.

Война между Ярославом и Мстиславом Удалым была неизбежна. Её не могло остановить даже то, что с 1214 года суздальский князь был женат на дочери Мстислава. Ярослав обратился за помощью к Юрию, Святославу и другим братьям. Те поддержали его, лишь Константин, которого Мстислав Удалой обещал поддержать в борьбе за «старшинство», принял сторону Новгорода.

21 апреля 1216 года произошло решающее сражение. Подробный рассказ о нем содержится в Новгородской Четвертой летописи: «О страшное чудо и дивное, братья! Пошли сыновья на отцов, отцы на детей, брат на брата, рабы на господ, а господа на рабов.»

И стал Ярослав и Юрий на реке Кзе, а Мстислав с Новгородцами поставил полки близ Юрьева, Константин стоял дальше со своими полками на реке Липице. Самонадеянные младшие Всеволодовичи — Юрий и Ярослава не сомневались в будущей победе и перед битвой устроили в шатре пир со своими боярами. На этом пиру один старый боярин стал уговаривать младших братьев помириться со старшим, отдать ему великое княжение, ведь его поддерживает такой удалой витязь, как Мстислав.

Молодым князьям не полюбилась такая речь. Зато другой боярин, помоложе, хвастливо уверял: «Князья Юрий и Ярослав! Никогда того не было, ни при отцах ваших, ни при дедах, чтобы кто вошел в сильную Суздальскую землю и вышел из неё цел; да хоть бы вся Русская земля пошла на нас: и Галицкая , и Киевская, и Смоленская, и Черниговская, и Новгородская, и Рязанская, да и тогда с нами ничего с нами не поделают, а что эти полки- так мы их сёдлами закидаем!»(Какой до боли и горечи знакомый мотив! Как неумолимый рок проходит через всю нашу историю, и каким стыдом и позором возвращается он к нам).

А на следующий день хвастовство и надменность были наказаны: битва принесла полную победу Мстиславу и Константину. Такой страшной битвы ещё не знали на Руси. Летописец пишет: «Не десять мужей было убито и не сто, но тысячи тысяч. В городе Юрьеве был слышен крик и вопли раненых. И некому было погребать мертвых».

Первым с поля боя бежал Ярослав, потеряв кольчугу и свой воинский шлем. За ним последовал Юрий. Загнав трех коней, он прискакал на четвертом во Владимир, босой и в одной сорочке. С повинной головой явился он к Константину. Не стал ему мстить старший брат и послал княжить в дальний Городец на Волге. Ярослав получил в удел Переяславль-Залесский.

Источники не говорят, как вышел из этой битвы Святослав. Это дает основание предположить, что Константин, зная, что не Святослав был виновником кровопролития, не препятствовал его возвращению в Юрьев. Липецкая битва так сильно потрясла душу юного князя, что в дальнейшей своей жизни он всячески старался избегать междоусобиц.

Слабый здоровьем, недолго накняжил Константин во Владимире. Перед смертью вызвал он брата Юрия из Городца, помирился с ним и завещал ему после себя великокняжеский стол. Умер Константин в 1218 году тридцати двух лет от роду.

Во время своего княжения Юрий Всеволодович значительно отодвинул границы Руси на северо-восток. В 1220 году им был предпринят большой поход на волжских болгар, в котором своё воинское умение и доблесть показал Святослав.

Сильное ополчение во главе со Святославом поплыло вниз по Волге и высадилось на берег возле города Ошела. Искусно выстроив войско, князь подошел к городу, отразил нападение болгарской конницы и осадил Ошел, хорошо укрепленный дубовыми стенами и валом. Русские войны «рассекши плот, вбиша во град поганых, и отъяша у них врата и зажегши град, на щит его взяша молитвами Богоматере.»

При возвращении на родину князя ждало сильное испытание. На его ладьи обрушилась небывалая буря, во время которой русских обстреливали с берегов устроившие засаду болгары. Только чудом князь и его войско невредимыми добрались до дома. У Боголюбова Святослава встретил Юрий. В честь победителей он задал большой пир и всех щедро наградил.

В результате удачного похода Святослава на болгар Юрий решил закрепить за Русью важное место при впадении Оки в Волгу. Здесь в 1221 году был заложен Нижний Новгород.

Успех так же сопутствовал князю Святославу и в его походах на земли чуди и мордвы.

А в это время в неведомых русским князьям восточных странах совершались великие перевороты. На северной границе Китайской империи повелителем многочисленных татарских племен был избран хан Тимучин и стал именоваться Чингис-ханом.

Началась эпоха завоевательных грабительских походов. Лавиной хлынули монголо- татарские орды на запад. К 1223 году они вышли на предкавказскую равнину в половецкие степи.

К своему зятю Мстиславу Удалому в Галич прибежал половецкий хан Котян со страшным известием, что идет с востока несметная сила неведомых завоевателей: «Сегодня отняли нашу землю, завтра ваша взята будет»,-говорил он.

Мстислав послал гонцов к русским князьям и созвал их для совета в Киев. Почти все южнорусские князья приняли в нем участие. Великого же князя суздальского Юрия Всеволодовича не было на том совете. Не забыл князь, как побил его Мстислав на Липице.

Решающая битва состоялась 31 мая 1223 года при реке Калке. Русские воины сражались самоотверженно, но потерпели жестокое поражение. Даже во время боя они не смогли во имя общего дела забыть личные распри. Каждый князь в отдельности был удальцом, витязем, героем. Однако этого было мало.

Татары ушли так же внезапно, как и появились. «Кого Бог во гневе своем наслал на землю Русскую?-говорил народ в удивлении:-откуда сии ужасные иноплеменники? Куда ушли? Известно одному небу и людям, искусным в книжном учении». Селения на берегу Днепра ещё дымились в развалинах; отцы, матери, друзья оплакивали убитых, но легкомысленный народ совершенно успокоился, ибо минувшее зло казалось ему последним»(3)

А между тем Русской земле было отпущено только 14 относительно мирных лет.

Почти постоянным местопребыванием Святослава становится Юрьев-Польский. Много повидал князь на своём недолгом веку: был в Новгороде Великом, княжил в Переяславле, совершил не один поход. Но душою отдыхал он только в Юрьеве. Всё больше и больше нравился ему этот тихий , весь в зелени городок. И вот задумал Святослав построить в нем такой храм, чтоб красотою своею не уступал тому, что строили дядя, отец и братья.

Пригласил он своих, суздальских мастеров. Исполняя замысел Святослава ,построили они дивный храм. Стены его были в два раза выше дошедших до наших дней. Заканчивались они островерхими закомарами. Шлемовидная глава стояла на высоком стройном барабане с узкими окнами. И весь храм был как бы закутан в кружево: сверху донизу покрыт великолепной резьбой по белому камню.

Разнообразно содержание рельефов: вот «покровитель» Юрия Долгорукого Георгий Победоносец и геральдические львы с хвостами в виде диковинного «древа», фигуры святых и женские лики, вздыбленный барс- эмблема владимирского княжеского рода, птица Сирин…

В ажурный ковер животного и растительного орнамента искусно вплетены целые религиозные композиции: Преображение, Эфесские отроки, Даниил во рву львином, Вознесение.

К числу наиболее совершенных сюжетных композиций относится Распятие (так называемый «Святославов крест»). Находилось оно в центральной закомаре северного фасада, обращенной к городу. Сохранившаяся на нем резная надпись говорит , что оно «поставлено» самим князем Святославом. Здесь же находился и портрет строителя собора. Тонкий и умелый резец высек на белом камне лоб, покрытый низко спускающейся из-под шапки-шлема чёлкой волос. Длинная борода сочетается с закрученными вверх усами, живой взгляд больших глаз. Вероятно, именно такие лица русские летописцы называли «красными».

Но храм постигла печальная участь. В середине шестидесятых годов XV века своды его и большая часть стен обрушились. Лучше других сохранилась северная сторона и часть западной. По ним и сейчас можно судить о сказочной красоте храма до его разрушения и реконструкции.

Георгиевский собор — белокаменная христианская богословская книга, содержание которой до сих пор полностью не прочитано. Расшифровкой его занимались многие исследователи. Больше других успехов в этом достиг Г. К. Вагнер. По его словам, в основе создания храма лежал «заранее продуманный замысел — идея величия и красоты мироздания, сопоставляемого с могуществом и процветанием Владимиро –Суздальской земли во главе с её князьями»(4)

Осуществить этот замысел в такой совершенной художественной форме мог только высокообразованный по своему времени человек, с философским складом ума, тонкий ценитель и знаток искусства, мудрый политик, истинный христианин.

Георгиевский собор , созданный за четыре года до татаро-монгольского нашествия, и поныне составляет мировую славу Юрьева. Это лебединая песня владимиро-суздальского зодчества, её последняя жемчужина.

За 14 мирных лет , отпущенных Руси после Калки, заметно украсилась Русская земля и вернула себе прежнее величие. Гимн родине, её природным красотам слагает неизвестный автор в дошедшем до нас от тех дней замечательном литературном памятнике «Слово о погибели Русской земли»:

«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская!»

И далее идет плач по этой утраченной красоте.

Осенью 1236 года огромное войско монголов во главе с внуком Чингис-хана Батыем вторглось на территорию Волжской Болгарии, сожгли её столицу и истребили всех жителей. В следующем году сквозь густые леса они подошли к границам Рязанского княжества.

Рязанские князья попросили помощи у великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. «Юрий же,-отмечает летописец,- сам не пошёл и помощи не послал. Не послушал он мольбы князей рязанских, но хотел сам особо драться с татарами.»

16 декабря 1237 года Батый осадил Рязань. На шестой день осады. 21 декабря. Стольный град Рязань перестал существовать. Монголы сожгли его и двинулись к Коломне. У стен Коломны их ждали объединенные полки сына великого князя Юрия Всеволода; племянника рязанского князя – Романа; московские дружины. Началась жестокая битва, в которой полегло большинство русских воинов. Оставшиеся в живых во главе с князем Всеволодом отступили к Владимиру.

Батый сжег Коломну, Москву, перебил жителей и , пленив третьего сына великого князя шестнадцатилетнего Владимира, пошёл на Владимир.

Поняв, насколько опасен противник, Юрий выехал из своей столицы, поручив защиту города сыновьям Всеволоду и Мстиславу, и ушел на северо-запад , в сторону Углича. Там в глухих лесах за Волгой, он надеялся соединиться с братьями Ярославом и Святославом вместе ударить на врага. Расположившись станом на берегах небольшой лесной речки Сити, князь начал собирать войско и с нетерпением ждать прибытия братьев. С ним были три племянника – дети Константина. Из Юрьев-Польского привел к нему свой полк Святослав.

3 февраля монголы проявились у стен Владимира. Утром 7 февраля начался штурм. К обеду кочевники ворвались в город. Жена князя Юрия с дочерьми, снохами, внучатами, множество бояр и простолюдинов затворились в Успенском соборе. Татары выбили двери, ограбили собор, обложили его лесом и подожгли. Все бывшие в нем либо задохнулись от дыма, либо сгорели заживо, либо были убиты. Сыновья князя погибли вне города.

Из Владимира, разделившись на несколько отрядов, татары пошли дальше. В феврале месяце они взяли 14 городов великого княжения, в том числе Переяславль, Юрьев, Волоколамск, Тверь, всё опустошая на своём пути, убивая и пленяя жителей.

Великий князь Юрий стоял на Сити, когда гонец принес ему весть о сожжении Владимира и гибели всей его семьи, Понял Юрий, что дорогую цену он заплатил за свою самонадеянность и недальновидность. Заплакал князь и стал молить Бога, чтобы послал ему терпение. Молитва укрепила его, и он стал спокойно готовиться к битве и смерти.

Воевода Дорож с трехтысячным отрядом был послан узнать о неприятеле, но вскоре вернулся с известием, что татары уже обошли русские войска кругом. Тогда князь сел на коня и вместе с братом своим Святославом и племянником выступил против врагов. Это было 4 марта 1238 года.

Закипело побоище. Никогда ещё столько крови не лилось на земле Русской.

Умели драться русские люди. И умели умирать, когда приходила пора умирать. Многие храбрые воины сложили свои головы. Пал на поле боя и Юрий Всеволодович, приняв мученическую смерть. Князю Святославу , его племяннику Владимиру Углическому и пятнадцати дружинникам удалось ускакать. Только они одни и спаслись.

После гибели Юрия Всеволодовича великим князем Владимирским стал его брат Ярослав. Он въехал в сгоревший Владимир, похоронил мертвых, рассадил родичей по столам и первым из русских князей отправился в 1243 году на поклон к Батыю просить золотой ярлык на великое княжение Владимирское. А через три года его вызовут к великому хану в Каракорум, где он будет отравлен.

По праву старшинства владимирский престол переходит к Святославу Всеволодовичу. Однако после недолгого княжения он возвращается в Юрьев-Польский, где, по словам современника, «окончил свои дни в посте и молитве, чистоте и покаянии». Умер благоверный князь Святослав 3 (16)февраля 1252 года.

Тело его было погребено в им же построенном Георгиевском соборе. Был он добрым христианином, не случайно ему дана была мирная кончина.

В древних русских летописных святцах Святослав-Гавриил Всеволодович, Юрьевский князь, именуется «святым», показан в числе русских святых, неканонизированных.

В настоящее время мощи благоверного князя Святослава покоятся в Свято-Покровским храме города Юрьев-Польского. Здесь ежегодно в день его памяти звучат молитвы и песнопения, находящие отклик в каждой живой душе: «Благородствие, богатство, честь и славу якоже суетная презрев, к единому Богу всею душою прилепился еси..

Призри на люте страждущее отечество наше, в нем же крамолы и нестроения умножашася, и умоли Господа Славы да помилует землю Русскую»(5)

А для Руси настало «темное время». На 240 лет попала она под ярмо татаро-монгольского ига. Эту беду летописцы объясняют наказанием Божием, посланным за грехи, в числе которых на одном из первых мест стоят княжеские междоусобицы. Даже сами ханы татаро-монгольские замечали: «Урусы-сильный народ, и могли бы раздавить нас, как верблюд давит ногой спящую на дороге саранчу. Но у них нет порядка. Их князья всегда между собой грызутся»(6)

А вот что писал Н. М. Карамзин: «Но в сие несчастное время всякий думал только о себе, ужас, недоумение царствовали в России, народ, бояре говорили, что отечество гибнет, и не употребляли никаких общих способов для его спасения»(7)

Не правда ли, эти слова звучат так, как будто бы они написаны о наших днях. Прошли столетия, сменилось немало поколений, но история мало чему научила. И вот на её новом витке повторяется то же самое: идет борьба за власть не на жизнь, а на смерть. В ход пускаются все средства: ложь, клевета, подкуп, интриги, заказные убийства…. Все ищут истину, или, вернее, делают вид, что ищут. А истина рядом. Она не в разрушении, а в созидании; не во вражде, а в согласии; не в самовозвеличивании, а в покаянии; не в ненависти, а в любви.

Более семи с половиной веков стоит Георгиевский собор. И, как в древние времена, идут и едут к нему отовсюду люди. И так же замирают перед его стенами, пытливо всматриваясь в его каменную резьбу и стараясь постигнуть его святую Премудрость. Бережно хранит народ память о святом благоверном князе Святославе, защитнике Отечества, нашем молитвеннике перед Господом за землю Русскую.

Февраль 1998 года в. Сачкова Юрьев-Польский

(1)В. Солоухин. Владимирские проселки. В книге «Лирические повести». М., «Московский рабочий»,1961 год стр102

(2) С.М. Соловьёв. Сочинения. Книга 1. М. , «Мысль»,1989 год, стр.585

(3) Н.М. Карамзин история государства Российского. Тома II-III.М. «Наука»,1991 год стр. 488

(4) Г.К. Вагнер Мастера древнерусской скульптуры. М., «Искусство» 1966 год стр. 15

(5)Из Молитвы святому благоверному князю Святославу.

(6 ) Ю.Ф, Козлов От князя Рюрика до императора Николая II. Саранск, Мордовское книжное издательство , 1992 стр. 92

(7) Н.М. Карамзин история государства Российского. Тома II-III.М. «Наука»,1991 год стр. 513

Использованная литература.

1.сведения о святом благоверном князе Святославе-Гаврииле Юрьевском и сыне его святом Димитрии. Жития русских святых. Книга VI. Учебное пособие.

2. Памятники литературы древней Руси. XIII век.М. ,Художественная литература,1981 год.

3.Н.М. Карамзин история государства Российского. Тома II-III.М. «Наука»,1991 год

4. В.О.Ключевский Курс русской истории. Часть I . М., «Мысл» 1988 год

5.Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., «Мысль»,1993 год

6.Г.К. Вагнер Мастера древнерусской скульптуры. М., «Искусство» 1966 год

7.С. Голицин Сказание о белых камнях. М. «Молодая гвардия»1980 год

8. В. Солоухин. Владимирские проселки. В книге «Лирические повести».М., «Московский рабочий»,1961 год

Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.