Природа – творение Божие, а, значит, имеет Божественную ценность. Природа, обильная своим видами, является чудесной землей, чудом. В библейских писаниях сказано: «Достойны похвалы, о, Господи, твои земные и морские чудеса и все глубины, и огонь и град, и мороз, штормовой ветер, которые подчиняются Твоим велениям, горы и холмы, плодовые деревья и недра Земли, и скотина, ползущие твари и птицы. Святой апостол Павел говорил: « Всякое творение Божие хорошо».
Любовь к природе и забота о ней – это естественная часть деятельной любви ко Христу. Не случайно во время празднования Пятидесятницы происходит благословение и освящение природы. Блаженный старец Силуан говорил, что Дух Божий учит жалеть всю тварь, так что без нужды и листа на дереве не хочется повредить. А на человеке лежит долг заботиться о всем творении и потому всякий вред, без нужды нанесенный животному и даже растению, противоречит закону благодати. Потерявший благодать не воспринимает красоты мира и ничему не удивляется.
Уже в глубокой древности существовали государственные законы об охране природы, издаваемые правителями разных стран. На территории Древней Руси первым законом, связанным с охраной природы, можно назвать «Русскую Правду» Ярослава Мудрого, киевского князя, правившего во втором веке. Через два века после появления «Русской Правды» во Владимир-Волынском княжестве было запрещено охотиться на всех животных. Большая территория этого княжества , называвшаяся Беловежской пущей, стала первым в мире заповедником. Несколько заповедников были организованы в 17-м веке при царе Алексее Михайловиче. Первые серьезные мероприятия по рациональному использованию природы в России были проведены Петром 1. Побывав в Европе, Петр 1 убедился, к чему приводит вырубка леса по берегам рек (во многих странах Европы к тому времени реки из-за уничтожения лесов сильно обмелели, пострадало сельское хозяйство), и стремился, чтобы подобное не произошло в России. Им были изданы указы об охране рыбных богатств страны. Преемников Петра 1 охрана природы мало интересовала. В последующие годы выходили постановления, фактически перечеркивающие сделанное Петром 1. В 1782 году Екатерина 11 разрешила помещикам пользоваться лесами, где угодно их милости. Вместе с лесами оскудевал и животный мир. Особенно сильно пострадала природа России в период развития капитализма. Но и в это время в России были передовые люди, которые включались в борьбу за охрану природы.
В 1913 году состоялся Первый Международный съезд по охране природы, где присутствовали и русские ученые.
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» констатирует статья 42 Конституции Российской Федерации. Нормативные документы, принятые в нашей стране регламентируют порядок использования природных ресурсов. Нормативные документы на государственном уровне это, конечно, нужное и правильное решение, но самое главное – их исполнение.
Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении экологических катастроф, спровоцированных человеческой деятельностью.
Проходивший 2-5 февраля 2013 года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви изложил главные положения позиции РПЦ по проблемам сохранения живой природы и окружающей среды. Церковь свидетельствует о единстве сотворенного Богом мира и предлагает целостную картину человеческого бытия. Эта мысль подчеркивает отличие теоцентрического мировоззрения от той позиции, которая рассматривает окружающую среду как источник «эгоистического и безответственного потребления» и от языческого обожествления природы, подчас соединяемого с попытками возвысить ее над человеком, объявить ее самодостаточной, а человеческие усилия по ее преображению – ненужными. Слово Божие учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека. Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу. Русская Православная Церковь утверждает, что человек изменяет окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а поэтому преобразование природы должно начинаться с преодоления духовного кризиса человечества.
Мы так загрязнили моря и реки, леса и степи, что стало страшно за будущие поколения. Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, солнечный свет золотыми струями разливается вокруг каждое утро. Нам кажется, что все это было, есть и будет всегда. На лугах будет лежать зеленым ковром травы, будут цвести цветы, очаровывая нас своим ароматом, в лесах будет раздаваться пение птиц, морские волны с тихим шелестом будут перекатывать прибрежную гальку, морские глубины всегда будут полны тайн и загадок, а земные недра всегда будут дарить свои богатства, чтобы нам было светло, тепло и уютно жить. Мы думаем так потому, что привыкли получать все это и забываем, что удивительный, а порой неожиданный мир, который окружает и принимает нас, подвержен непрерывному изменению, что кажущаяся неизменность живой природы так же обманчива, как обманчиво ощущение, будто Солнце движется по небосводу вокруг Земли… Мы привыкли использовать дары природы в своих целях, для своей пользы, но отвыкли воспринимать себя как часть мира живой природы, и потому редко задумываемся о том, какие процессы происходят прямо на наших глазах. Мы не замечаем, как меняются животные и растения, которые окружают нас с детства, живут вместе с нами, которые придают красоту и неповторимость любимому уголку природы и без которых жизнь человека была бы бедной, скучной, а порой и невозможной.
5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. Этот день отнюдь не профессиональный праздник экологов, а повод для того, чтобы задуматься о проблемах окружающей среды. В деле сохранения живой природы каждый из нас должен принять участие. Ведь мы все своими конкретными делами и поступками ответственны за то, какую окружающую среду оставляем своим детям и внукам. МЫ ПРОСТО НЕ ИМЕЕМ ПРАВА НАРУШАТЬ ТО, ЧТО СОТВОРИЛ ГОСПОДЬ.
Экологическая деятельность не достигнет желаемых результатов, если люди не будут стремиться преодолеть свое отчуждение от Бога и жить по его Заповедям.
Для нас каждый день должен быть Всемирным днем охраны окружающей среды .
Автор статьи и фотографий прихожанка Свято-Покровского храма Вера Лукьянова