«Великая дивеевская тайна» в редакции Виктора Новикова

В настоящей статье мы продолжим изучение лжеучений, связанных с апокалиптическими предсказаниями. В центре внимания на этот раз книга иерея Виктора Новикова «Современные дивеевские знамения “исполнения времён”». То, что эта книга представляет собой собрание еретических измышлений, становится ясно уже с первых же страниц: на обложке помещена репродукция псевдоиконы Божией Матери «Самодержавная». Вот как она выглядит:

Также на обложке указан приход, где эта книга готовилась к изданию- село Верзилово Московской области, храм Преображения Господня. С Дивеево тематика книги связана следующим образом: пророчества о конце мира, оставленные преподобным Серафимом Саровским.

«- И много распространившись по сему поводу своими богоглаголивыми устами, батюшка Серафим поведал мне следующее:

— Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже главнейшему догмату Христовой веры – Воскресению Христову и всеобщему воскрешению и веровать уже не будут, то посему Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привременныя жизни и посем, во утверждение догмата воскресения, воскресить меня, и воскресение мое будет аки воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего».

«Открыв сию великую и страшную тайну, великий старец поведал, что по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеево и там откроет проповедь всемирного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо воскресения, соберется народу великое множество со всех концов земли.… И тогда вскоре настанет и конец всему».

Такова великая Дивеевская благочестия тайна, открытая мною (С.А.Нилусом, — ред.) в собственноручных записях симбирского совестного судьи Николая Александровича Мотовилова, сотаинника великого прозорливца чина пророческого — преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца»[1]. Впрочем, оговоримся, что приведенный нами фрагмент- это цитата из докладной записки Комиссии по вопросам канонизации Русской Истинно-Православной Церкви. Приведена она нами лишь затем, чтобы прояснить рассматриваемый нами вопрос.

Приведенные нами три «редакции» (назовем их так) псевдоиконы Божией Матери «Воскрешающая Русь» связаны с темой нашей статьи следующим образом: за последние один-два десятилетия появились множество псевдоикон: В.И. Ленина, И.В. Сталина, Г. Распутина и прочих. Вот лишь несколько из них:

Псевдоикона Григория Распутина

Псевдоикона И.В. Сталина

Псевдоикона И.В. Сталина в окружении святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского.

Псевдоикона императово Петра I и Павла I

Псевдоикона Божией Матери «Воскрешающая Русь» (вариант 1-й).

Псевдоикона Божией Матери «Воскрешающая Русь» (вариант 2-й).

Псевдоикона «Святые мученики, на подводной лодке  “Курск” убиенные».

Картина ясна: в народе понятия о том, что правильно, а что- нет сбились ещё на переломе 80-х/90-х годов, когда в нашу страну хлынул поток сектантов и экстрасенсов. Что легко объяснимо- после духовного вакуума, вызванного десятилетиями советского безбожия и тем, что многие, сохранившие свою веру, вынуждены были скрывать её: детей тайно крестили, тайно проводились венчания, отпевания. И всё же в большинстве своём народ жил во тьме безбожия.

У большинства людей от «духовного голодания» происходит в сознании сильнейший психологический сдвиг, в результате которого многие становятся «пациентами» Кашпировского, Чумака и прочих подобных лже-целителей, а на самом деле становятся пациентами психиатрических лечебниц.

Переломе тысячелетий усиливается спекуляция на теме грядущего Апокалипсиса: о конце света вещают все, кому не лень- от учёных до сектантов различной идейной направленности и раскольников и, образно говоря, «индивидуальных лжеучителей». Одним из таких расколоучителей, как мы видим, является иерей Виктор Новиков.

«Через пару дней мои монастырские начальницы, с которыми я также поговорил об этом, сами подвели меня к матушке игуменьи Сергии. Она выслушала меня, и направила к старцу схиигумену Иерониму, который в тот день был в Дивеево. Но когда я подошёл к гостинице, оказалось, что он уже с полчаса как уехал. Я успокоился и пошёл на работу, но по дороге снова встретился с матушкой игуменьей, которую сопровождало необычно большое число сестёр. «Ну что, – спросила она, – видел батюшку Иеронима?» «Нет, – ответил я, – он уже уехал.

-Тогда я благословляю тебя ехать в Боголюбово к отцу Петру» – неожиданно

сказала она. От удивления я громко вслух всех переспросил: «Вы что,

благословляете меня ехать в Боголюбово, к отцу Петру?» «Да, – ответила она, – я благословляю тебя ехать к отцу Петру!» И перекрестила меня своим

наперсным крестом. А затем попросила тут же невесть откуда взявшихся двух боголюбских сестёр взять меня с собой и довезти до отца Петра. Мы договорились о месте встречи, и я отправился домой»[2].

Здесь начинается новый этап всего дела: разговор автора книги с уже известным нам архимандритом Петром (Кучером): «Сев в машину к сёстрам, я разговорился с ними и узнал, что они собирались везти совсем другого человека, и около матушки Сергии оказались как бы случайно, и вся эта поездка явно была управлена свыше, и что в Дивеево они были у матушки Ирины Шикиной. По приезду в Боголюбово они сами рассказали обо мне отцу Петру, и он сам вызвал меня к себе. Я рассказал ему о цели своей поездки, обо всём, что было со мной в Дивеево, и задал ему самый главный для меня вопрос: «Имею ли я право не слушаться Святого, который являясь мне, читает Иисусову молитву и все вещания Которого подтверждаются являющейся мне Божией Матерью, именующей себя: «Аз есмь Пресвятая Владычица ваша Богородица и Приснодева Мария»?».

Отец Пётр внимательно выслушал меня и попросил ещё дважды повторить мой рассказ перед его ближними, а затем попросил дать ему на ответ три месяца, после чего я возвратился в Дивеево»[3].

А вот окончание беседы:

«Вечером перед самой полуночью я дождался отца Петра у его келлии и смог поговорить с ним. В ответ на заданный мной вопрос о результате, отец Пётр сказал, что он не находит во мне никакой прелести, и благословил исполнить волю батюшки Серафима по рукоположению меня в священники, что в итоге и состоялось и я, став священником, написал данное Благовестие»[4].

Весьма любопытное замечание: в святоотеческих писаниях постоянно говорится о том, что к различным явлениям и знамениям следует относиться с величайшей осторожностью- ибо не от Господа они могут быть, ведь только за чистоту жизни и добродетели господь подвижникам посылает различные знамения и наделяет их различными благодатными дарами- исцеления, чудотворения и т.п. А здесь нам является поистине удивительная ситуация- сразу и безапелляционно человеку говорят, что в нём «нет прелести». Вспомним призвание Петра, Иакова и Иоанна на апостольское служение (Евангелие от Луки, гл. 5): «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (гл. 5, ст. 8). В рассматриваемой нами цитате из книги о. Виктора подобного смирения мы не видим.

Необходимо заметить, что, кроме четырех канонических Евангелий существует также множество неканонических писаний- «Евангелие от Петра», «Евангелие от Иуды» (Иуды Искариота, кстати говоря!)- вот лишь наиболее яркие примеры таких писаний. Апостольскими правилами (IV век) и Лаодикийским собором был утвержден канон библейских книг, в который входят четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Вернемся, однако, к книге иерея Виктора Новикова. Далее следует ещё одно, не менее поразительное, описание пережитых им видений: «А дальше мы вообще попали в пречудную сказку, в которой благоухало всё: и пролетающие мимо нас невидимые Ангелы, и все помещения Лавры и все храмы, куда бы мы ни заходили, и ни разу это благоухание не повторилось! Мне показалось, что работникам местных свечных ящиков можно было бы самим платить хорошие деньги за то, чтобы все дни пребывать в этом несказанном благоухании! И не знал я тогда, что это чувствовали только мы и в последующие поездки в Лавру ни я, ни мой брат уже не встретимся ни с чем подобным! Иван в тот день впервые исповедовался и причастился, и с того самого дня началось его полное воцерковление.

А мне Господь даровал в этот день почувствовать то, что испытывали в момент своего подвига христианские мученики, исполненные Благодати Божией. Эта Благодать переполнила всю мою душу и тело, и всё стало иным – мне стало вдруг смешно и не страшно представить, что сейчас вот меня могут изрубить на куски или уничтожить ещё каким-либо другим способом. Ни страха, ни ужаса и ничего подобного не было даже близко, возможные мучители казались мне обычными тряпичными волками, а их угрозы не более чем угрозами трёхлетних детей и мне хотелось с любовью подставить им под удары их сабель свои руки и шею. Было очевидно, что жизнь со смертью тела совершенно не заканчивается и, более того, не прервётся даже и на мгновение. Любовь ко всем, в том числе и к возможным мучителям переполняла меня и даровала мне дерзновение и бесстрашие. Это посещение благодати Духа Святого в момент литургии в Успенском храме Лавры очень хорошо запомнилось мне во всех своих подробностях, и дало знать, что напоенные именно этой Благодатью дети Святых Мучеников с великой радостью прыгали в огонь к своим родителям, и смех их был смехом Ангельским.

Но вот подошло лето 1996 года, и приблизился летний праздник Преподобного Серафима, всегда отмеченный каким-либо знамением. За неделю до него после работы я выглянул в окно и увидел вдруг вставшую над городом Воронежем красивейшую полноцветную двойную радугу, продержавшуюся в сухом и безоблачном небе города около часа. Но ещё более удивительным было видеть под ней кружащихся на удалении друг от друга три стаи белых голубей! Чувство, рождённое этим знамением, говорило о том, что Воскресение из мёртвых Преподобного Серафима приблизилось и стоит на пороге! Елена несколько раз предлагала перестать мне смотреть на эту радугу: «Ну, сколько можно?!», а я не мог отвести от неё глаз! Мне казалось, что батюшка Серафим воскреснет буквально в следующем году!»[5]. О том что, по слову Спасителя, «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных»[6], автор, видимо забыл. Описание явления в небе представляет собой чистейшее астрологическое наблюдение; описание же того, что имело место быть (со слов автора) в Троице-Сергиевой Лавре напоминает проявление деятельности бесов – подобный случай описывается в житии одного из древних подвижников, когда к нему явился бес в обличии ангела. Подвижник же, осенив себя крестным знамением, ответил бесу: «Я недостоин за грехи мои, чтобы ко мне являлись ангелы». Бес тотчас же исчез.

После изучения содержания книги можно сделать единственный вывод- её содержание опасно для духовной жизни христианина, и напоминают известные слова Спасителя: «слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму»[7]. Автор постоянно, при всяком удобном случае, различные явления, которые зачастую поддаются элементарному научному объяснению (например, атмосферные), стремится выдать за признаки грядущего конца света. Архимандрит Рафаил (Карелин) в своей статье «Об апокалиптическом времени и «апокалиптиках»» пишет:

«Если таким “апокалиптиком” становится священник, то внутренняя духовная жизнь в пастве постепенно заглушается, и прихожане начинают больше думать о том, какие катастрофы и когда ожидают мир, чем о стяжании благодати, без которой человек сам становится для себя антихристом. Во время бесед таких пастырей со своими пасомыми, атмосфера становится наэлектризованной. Все ждут от своего духовного отца откровения о конце мира, как во время спиритических сеансов ждут ответов от медиумов, вызывающих духов. Хотя эти предсказания, как правило, никогда не исполняются, но этого стараются не замечать или объяснить ошибкой в расчётах. В таких общинах не занимаются Иисусовой молитвой, не читают книг о духовной жизни; там нет духовного света, который согревает сердца людей, — там какая-то «магия» страха. Эти люди забывают о промысле Божьем, обещании Христа — сохранить свою Церковь от врат ада. Вместо приветствия они говорят друг другу: а слышали ли вы новость; а читали ли вы о таком-то происшествии, — значит, скоро будет конец мира. И, в тоже время, эти люди чувствуют себя какими-то пророками последних времён и считают, что они совершают особо важную миссию.

Апокалипсис Иоанна Богослова написан огненным языком, как будто соткан из сверкающих молний. Он представляет собой оружие против забвения и нерадения. Он не дает застыть человеческому сердцу, но, в тоже время, для гордых и нераскаявшихся душ он превратился в меч, которым они ранят сами себя.

Апокалипсис это не столько реквием о погибающем мире, — сколько гимн во славу Нового Иерусалима, сходящего с небес. Древние христиане ждали конца мира как избавления от страданий, как переход в лучшую жизнь.

Современные апокалиптики говорят о конце мира, как о неминуемой катастрофе. Что будет дальше — их мало интересует: за поверженным Вавилоном они не видят Небесного Иерусалима. Если спросить такого апокалиптика: “как ты готовишься к пришествию Христа, занимаешься ли ты Иисусовой молитвой, проводишь жизнь в покаянии, творишь милостыню?”,

тот ответит: “я слышал, что антихрист уже родился он придёт к власти в тридцать лет, и будет царствовать три года; он будет ставить на чело и руку печать, об этом я предупреждаю людей, чтобы они не приняли ее”. Если сказать ему, что надо не только отвергнуть печать антихриста, но еще принять печать Христа, — знамя, перед которым херувим, хранящий врата рая, опускает огненное оружие, — это Имя Иисуса Христа, соединенное с сердцем, то апокалиптик ответит: меня об этом не учили, то я могу объяснить, что такое число зверя.

Апокалипсис был любимой книгой св. Филарета Московского, — одного из самых проницательных умов своего времени. В ней он черпал силы в борьбе за православие, которую вёл в течение десятков лет. Но для людей страстных и гордых, попытки проникнуть в тайны истории, могут привести к духовному заблуждению или перевести их внимание от самого главного – внутренней жизни, — к внешнему, сокрытому от нас.

Надо не забывать, что встреча с Христом произойдет не только в день второго пришествия, но после смерти, неизбежной для человека. И к этой встрече должен готовиться всю жизнь каждый христианин»[8].

Преподобноисповедник Никон Оптинский говорил: «О времени пришествия антихриста никто не знает, как сказано в Евангелии, но признаки скорого пришествия антихриста уже есть. Видя такое гонение на веру и стремление уничтожить ее, а также и многое другое, надо думать, что время это приближается. Но все же точно ничего нельзя сказать. Бывали и раньше времена, когда считали, что пришел антихрист, например, при Петре [Первом], а последствия показали, что это было ошибочно, мир еще существует. Да и какой смысл в этом исчислении? Важно одно, чтобы совесть была во всем чиста. Твердо держаться веры Православной, жизнь проводить нравственную, по заповедям Божиим, чтобы быть всегда готовым. А для этого надо, не откладывая на неизвестное будущее, пользоваться настоящим временем для покаяния и исправления: «Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения» (2Кор. 6, 2)»[9].

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «При получении известия о предстоящем пришествии какого-либо земного начальника и судии мы принимаем все меры, чтобы привести дела наши в должный порядок и заслужить одобрение; тем более должен нас озабочивать суд Христов, на котором решится вечная участь каждого из нас. Судия– страшен, страшен невыразимо. Страшен Он по величию, страшен Он по всемогуществу, страшен потому, что прозирает в глубины духа человеческого и никакая тайная человеческая мысль, никакое тончайшее ощущение не сокрыты от Него. Оправдания не имеют места на суде Его: не оправдается пред Ним не только умерщвленный грехом, но и ни один из живущих жизнию праведности (Пс. 142, 2). Ты праведен, вопиет уже навстречу грядущему Судии вдохновенный свыше пророк, и чист в суде Твоем (Пс. 50, 6). Обымет трепет всех человеков, когда они встанут пред лице Судии, обымет трепет не только грешников, но и праведников. Вострепещут грешники от отчаяния, от ожидания предстоящих им мук, от того необыкновенного страха, который произведет в них переворот, имеющий тогда изменить вселенную»[10].
Нам должно более заботиться о спасении души своей, о борьбе со страстьми греховными, нежели поддаваться на сладостные, но лживые и опасные измышления различных еретиков и сектантов. В этом же поучении святитель Игнатий говорит: «Они воскликнут горам и утёсам: падите на нас и сокройте от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Апок. 6,16). Они вострепещут и восславословят, хотя и поздно»[11].

Вот как говорит о ересях и расколах святитель Игнатий: «Ересь есть прикровенное отвержение христианства. Когда человеки начали оставлять идолопоклонство, по его очевидной нелепости, и приходить к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными; тогда он изобрел ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством»[12].

В качестве заключения нами были выбраны слова преподобного Оптинского старца Анатолия (Старшего): «Чадо мое, знай, что в последние дни, как говорит Апостол, наступят времена тяжкие. И вот, вследствие оскудения благочестия, появятся в церквах ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали святые отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной жизни. От этого ереси будут распространяться всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать с хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать предание святых отцов от Духа Святаго — учение Церкви самой. Ухищрение врага и его уставы заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении. Но Господь не оставит своих рабов без защиты и в неведении. Он сказал: «По плодам их узнавайте их» (Ср.: Мф.7, 16). Вот и ты по плодам их тоже, что по действию еретиков, старайся отличить их от истинных пастырей. Эти духовные тати, расхищающие духовное стадо, и «входит во двор овчий, но перелазит инуде» (Ср.: Ин. 10, 1), как сказал Господь, т. е. войдут путем незаконным, истребляя насилием Божий уставы. Господь именует их разбойниками… Большое притеснение от еретиков будет монахам, и жизнь монашеская тогда будет в поношении. Оскудеют обители, сократятся иноки; которые останутся, будут терпеть насилие. Сии ненавистники монашеской жизни, имеющие только вид благочестия, будут стараться склонить иноков на свою сторону, обещая им покровительство и житейское благо, непокорным же угрожая изгнанием. От сих угроз будет на малодушных тогда большое унижение. Если доживешь до этого времени, сын мой, то ты радуйся, ибо тогда верующим, не пожавшим других добродетелей, будут уготованы венцы за одно только стояние в вере, по слову Господа: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным» (Ср.: Мф.10, 32). …С ересью войдет в обитель и бес, будет она уже тогда не святой обителью, а простыми стенами… Не бойтесь скорбей, а бойтесь наглостей еретиков, стремящихся разлучить человека со Христом, почему и повелел Христос считать их за язычников и мытарей. Итак, сын мой, укрепляйся благодатью Иисуса Христа. С радостью спеши к подвигам исповедничества и переноси страдания, как воин добрый Иисуса Христа, рекшего: «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» (Апок.2, 10). Ему со Отцом и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь»[13].


[1] Нилус С.А. На берегу Божьей реки. Записки православного. – Сан-Франциско, США, 1969. – Т. 2. Цит. по: http://ripc.info/index.php?option=com_content&task=view&id=43&Itemid=4

[2] Иерей Виктор Новиков. «Современные дивеевские знамения “исполнения времён”». Цит. по: http://www.tsaarinikolai.com/tekstit/Diveevskoe_tshudo_1.pdf

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Евангелие от Матфея, гл. 24; 24.

[7] Евангелие от Матфея, гл. 15; 14

[8] Архим. Рафаил (Карелин). «Об апокалиптическом времени и об “апокалиптиках”». Цит. по: http://karelin-r.ru/stories/57/1.html

[9] Цит. по: http://www.optina.ru/lection/1/#3

[10] Свт. Игнатий (Брянчанинов). «Алфавит духовный» М., «Православное братство святого апостола Иоанна Богослова», 2006 г.

[11] Там же.

[12] Цит. по: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=496

[13] Цит. по: http://www.optina.ru/lection/21/#2

Запись опубликована в рубрике Миссионерство с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.