Нельзя жить без света в смысле понимания. Истинный смысл земного бытия и его значения это, прежде всего, и затем и сами дела самой жизни как его произведение, чем и измеряется она. Но значение одной внешней стороны, материальной ещё недостаточно для человека вопрошающего намного больше. Внутренние силы души людей в конечной степени ищут, и, жаждут нечто совершенное, чем имеют и располагают, и, конечно, чают святое святых, т.е. чисто духовное, как подлинно вечное, в чем вся суть веры и значение религии. Вопросы духовной жизни куда выше и ценнее телесной части существа, хотя без последней первые не решаются. День православной книги установлен и благословлен Церковью как добрый и светлый ориентир для тех, кто серьезно и ответственно думает о жизни, ее лучшем и полезном выражении на сегодня, отвечающей в какой-то степени важному замыслу Божию о нас – быть и видеть нас примером православной духовности в окружающем мире, о чем ярко может говорить наша церковная книга, которая не для всех ещё авторитетная. Под ней надо разуметь всё, что исходит из духовных недр Христовой Церкви, с Её благословения, начиная со святой Библии как книги из книг всемирной известности и кончая словами проповеди нашего Священноначалия, как обращение его в этом меняющемся в нравах мире, где мы все обитаем. Что же здесь ценно и вразумительно для нас? Книгу, несомненно, породили и создали слова свыше, глаголы живого Бога как Творца Неба и Земли, обращенные к человеку, вошедшему в мир как словесное существо. Слово стало средством живого общения человека с Богом и Бога с человеком. Отсюда ничего нет выше и ценнее доброго слова; оно действительно есть святое святых, и ему чуждо искажение и очернение его, как это случается в жизни.
«Помни, – говорит праведный Иоанн Кронштадский, — что слово – начало жизни». А другой святой отец учит: «Худое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми».
Знания как свет жизни, как помнит только себя человек всегда шли от книг. Чрез них люди приходили к познанию вечных Истин, что их духовно обогащало и счастливило. Духовные книги всегда свято берегли и ценили, относились благочестивым образом, хранили в лучших местах.
С глубокой древности книги значились как только религиозные. Их читали в храмах, как Закон Божий посвященные лица. Известно, первые письмена восходят к пророку Моисею в виде скрижали, где были начертаны слова самого Бога для Израиля на горе Синай, дабы он не до конца мог потерять веру, живя среди развращенного языческого мира. Им уже не одна тысяча лет. Они пришли в мир на помощь ему, ввиду его крайней обмирщенности. Но в основном поддерживала дух веры в народе не столько письменность, как таковая, сколько живое устное, ничем не уязвимое Предание о нем. Но наряду со священной книгой жизни появились ложные книги, где искажались естественные нравы человека, не говоря о сверхъестественных, духовных, носителем коих был некогда Израильский народ.
Божественные книги жизни, побеждая ложь в миру, подвергались им жестоким гонениям. Их уничтожали и жгли. Но истина, как говорит народная пословица, «не горит и не тонет» – для слова Божия сказано «нет уз» (2 Тим. 2, 9). Православная книга получила на сегодня широкую известность, как надёжный голос Истины». Она распространена теперь всюду, включая места заключений. Однако, опасность для книг, богоустановленных в Истории остаётся. Современная технология спорит с вечной духовности, стремясь гигантские на сегодня библиотеки сканировать в жалкий ролик, незримо погребая со всем их живым значением. Для умной и духовной книги технология как искусственная вещь совсем не кстати, если не в ущерб её. Пусть же православная книга на сегодня и дальше светит всем, открывая другой лучший божественный мир жизни, без коего и настоящая жизнь никак не осмысливается.
Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
14 марта 2013 года.