Святое Богоявление на Владимирской земле

Крещение Господне… Вспоминаешь этот праздник, и сразу встают перед глазами дивные картины: крепкий морозец, поскрипывающий под ногами белый искристый снежок, очередь с бутылками, бидончиками, банками в храмах за крещенской водицей. Еще более колоритное зрелище можно наблюдать в крещенскую ночь возле какой-нибудь речки или озера, пруда, в которых устроена ледяная купель, которую называют «иорданью» (символ реки Иордан). В проруби омывают руки, лицо, а самые отважные купаются: слышны радостные возгласы, плеск студеной воды. Вспоминаются хорошо знакомые сюжеты икон или картин русских художников – крещение Иисуса Христа в водах Иордана, после которого началось Его Божественное служение.

В этот день 6 (19) января православная церковь вспоминает Крещение Иисуса Христа (Святое Богоявление). Это великий двунадесятый праздник, которым завершаются Святки. Как свидетельствуют евангелисты, в реке Иордан в возрасте 30-ти лет Иисус Христос был крещен Иоанном Крестителем. При крещении Спасителя произошло явление всех трех лиц Божества: Отец из отверзтых небес гласом свидетельствовал о крещении сына и Святой Дух в виде голубя сошел на Иисуса, поэтому второе название праздника – Богоявление.

Образно и доступно раскрыл православный смысл этого праздника игумен Никон (Воробьев): «Чтобы переплыть море, нужен корабль – вплавь море не переплывешь. Чтобы переплыть море житейское и достигнуть Царствия Божия, нужно войти в церковный корабль, войти в Церковь, ибо только на корабле церковном можно переплыть бурное житейское море и достигнуть Царствия Божия. Войти же в Церковь можно только через Таинство Крещения… Какие бы препятствия ни были, нужно человеку креститься, потому что нет иного пути в Царство Божие. Но, крестившись, мы должны жить так, как Господь указывает. А путь этот – изучение евангельских заповедей, заповедей Божиих, жизнь по этим заповедям, покаяние, молитва ко Господу, чтобы он не оставил нас…».

Ритуал праздника в течение веков не менялся: и 200 и 100 лет назад он предварялся сочельником, сходным с рождественским. Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьей». Обязательными блюдами этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель.

Как говорилось во «Владимирских губернских ведомостях» 1855 года, 5 января в Крестовой церкви Рождественского монастыря совершались часы навечерия («Царские часы»), затем началась Божественная литургия, которую вел Преосвященный Иустин, после службы верующие крестным ходом направились на Иордань, которую ежегодно устраивали на Клязьме. Из кафедрального Успенского собора после литургии под праздничный звон колоколов тоже начиналось шествие на реку Клязьму для освящения воды. Здесь заранее делали прорубь, рядом изо льда устраивали иконостас, куда ставили иконы. В крестном ходе принимали участие Епископ Владимирский, ректор семинарии и всё городское духовенство. «Тысячи голов обнажаются, движутся тысячи рук – тысячи крестных знамений! Из церкви одну за другою выносят хоругви, раздаётся бойкий, спешащий трезвон… Крестный ход, сияя ризами икон и духовенства, медленно сходит вниз по дороге и направляется к Иордани». По сторонам улиц, среди которых шествовал крестный ход, стояли шпалерами войска двух гренадерских полков. Военный оркестр играл гимн «Коль славен». После освящения воды собравшиеся у проруби начинали мыть в ней руки и лицо, а некоторые даже купались. Вода из Иордани считалась целебной.

Великое водосвятие, запасы крещенской воды делались и в городах, и в сельской местности. Так, газета «Старый Владимирец» в 1910 году сообщила, что в селе Рождествено ежегодно на 6 января устраивалась красивая часовня – иордань из льда, куда обычно совершался крестный ход с водосвятием.

В старину повсеместно на Крещение устраивали смотрины невест. Присматривание «невест» начиналось еще во время службы в церкви. В ряде уездов во время водосвятного молебна «невесты» стояли на горе или на высоком месте на реке, а парни – под горой. Непосредственно смотрины происходили после возвращения с иордани и обеда. В городах девушки в сопровождении матерей катались на санях по главной улице, в других местах смотрины проходили у церкви или на площади, где гуляли матери с дочками, а мужчины рассматривали «невест», «женихи» выбирали себе суженую. На смотринах оценивались не только внешние данные «невест», но и их умение прясть, ткать, шить, вышивать, плести кружева, что хорошо было видно при осмотре нарядов девушек. После Крещения начинался мясоед – время свадеб.

«В Крещение обыкновенно съезжаются во Владимир из разных окрестных селений крестьяне погулять, накупить себе обнов и покататься. Крестьянские девицы, набеленные и разрумяненные в штофных и атласных шубах с куньими и даже собольими воротниками, покрытые цветными шелковыми фатами, из-под которых виднеются длинные косы с вплетенными в них алыми лентами, весело посматривают на горожан и пощелкивают орехи, а парни в суконных кафтанах, в шляпах, украшенных золотыми позументами и павлиньими перьями, катают их на санях, покрытых коврами, отважно управляя лошадьми, украшенными с головы до ног медными бляхами»,- писали губернские ведомости 15 января 1855 года.

Ольга Суслина

Запись опубликована в рубрике Духовная жизнь, Епархиальные новости, Новости с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *