Священник Александр Иванович Крылов родился 14 августа 1892 года в селе Ряхово Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Камешковский район Владимирской области). Отец его — Крылов Иван Алексеевич — происходил из крестьянской семьи, получил образование в городе Тверь, был учителем в Ряховской школе, мать — Крылова Мария Афанасьевна, в девичестве Шилова — происходила И3 купеческой семьи, была домохозяйкой. Мария Афанасьевна преждевременно скончалась, и на воспитании Ивана Алексеевича остались дети: старшая дочь Анна и сын Александр, которому было всего 3 года. В дальнейшем Иван Алексеевич женился еще раз, и у него родились дети: Александра, Николай, Владимир.<.p>
Мачеха будущего отца Александра — Елисавета — была доброй, ласковой и религиозной женщиной. Он ее любил, как родную мать. Отец же был строгим, экономным, но справедливым. Он и все его дети были крещены по правилам Православной Церкви, но к религии и Церкви Иван Алексеевич относился прохладно. Все его дети выбрали светский образ жизни. Другой, узкий и тернистый путь выбрал Александр. На его воспитание в православной вере повлияла мачеха Елисавета, Она выучила мальчика молитвам. С ранних лет маленький Саша чувствовал влечение к Богу. Несмотря на то, что отец запирал его в доме, он через форточку убегал в церковь молиться. Отцу он заявил, что будет учиться на священника, хотя тот был категорически против. Мачеха же поддержала Сашу — продала свое приданное для оплаты учебы сына в семинарии.
В 1907 году Александр окончил Владимирское духовное училище, а в 1913 году — Владимирскую духовную семинарию по 2 разряду. После окончания семинарии он служил псаломщиком и преподавал Закон Божий на разных приходах Владимирской губернии. С 1915 года он прислуживал в храме села Смердово Юрьевского уезда, а также преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе села.
В этой школе работала учительницей дочь местного священника, Василия Николаевича Орлова,- Екатерина. В этом же году они вступили в брак. Вскоре Александр Иванович был рукоположен во священника и стал служить в храме села Смердово, так как отец Василий по болезни был уволен за штат.
После Октябрьской революции началась гонения на Русскую Православную Церковь. Отцу Александру приходилось менять место службы на приходах Владимирской области. Особенно тяжелым был 1920 год. В это время отец Александр с семьей жил в с. Ельтесуново Ставровского района Владимирской области. Лето было жарким. Возник пожар в одном из домов на окраине села. При сильном ветре и жаре огонь охватил треть строений. Местные пожарные не смогли потушить огонь. Ждали пожарную помощь из районного центра. Отец Александр вынес из церкви икону Божией Матери «Неопалимая купина» и с молитвами обошел вместе с причтом не подвергнувшихся пожару дома. И вдруг огонь остановился, пожар стал затихать. Так была спасена от этого бедствия большая часть села.
Позже, уже в декабре месяце этого года, в дом к батюшке пришел человек с ампутированными руками, и, горько плача, признался в поджоге дома в селе, потом он в нетрезвом виде долго лежал на снегу и обморозился. Особенно пострадали руки. Отец Александр принял его по-христиански, отнесся к нему по-доброму, простил и исповедовал. Его матушка и ее сестра, жившая в их доме после смерти мужа и детей, накормили несчастного.
В июле 1920 года скончался тесть отца Александра, священник Василий Орлов. Во время предсмертной болезни отца Василия батюшка постоянно ухаживал за ним, в нужный момент переносил его на руках, заботился о нем, как родной сын, сам соборовал и отпевал его.
Отец Александр, кроме служения в храме, занимался хозяйством. При его доме имелся участок земли: сад пасека, лошадь, корова. Батюшка был мастером на все руки: садоводом, пчеловодом, пахал землю, убирал урожай зерновых, заготавливал сено.
Отец Александр нежно любил свою матушку и детей. В это время в семье было пятеро детей: Мария, Людмила, Зоя, Зинаида и Сергей. Батюшка учил детей молиться, водил в храм Божий. Все свои дела он совершал с молитвой и словом Божиим.
С 1929 года репрессии коснулись и отца Александра. Первоначально Народный суд Ставровского района приговорил его за несвоевременную сдачу налога самообложения к штрафу в размере 50 рублей. Осенью того же года в селе проходила компания хлебозаготовки. Несмотря на то, что по учету комиссии по сдаче излишних зерновых злаков на семью отца Александра не хватало 30 пудов хлеба, сельсовет предписал ему сдать в качестве «излишков» 15 пудов ржи и 80 пудов овса. Семья, узнав о таком непосильном налоге и лишившись уже коровы, начала плакать.
Батюшка, взволнованный слезами обреченной на нищету семьи, 4 октября пришел в сельсовет и в присутствии нескольких человек сначала спросил председателя, в каком положении дело о рассмотрении его заявления об уменьшении налога. Получив ответ, что оно будет рассмотрено, он повышенным тоном сказал председателю: «Неужели вы не знаете, что у меня нет излишков, и с меня требуют не излишки, а налог, как со священника?» Имея в виду угрозу голодной смерти для своих пятерых малолетних детей в возрасте от 2 до 13 лет (а матушка его в это время ждала еще ребенка), он даже сказал: «Если хотите вешать — вешайте». Добровольно сдавать зерно отец Александр отказался, отказался он и подписывать извещение об этом налоге, так как считал подпись признанием наличия излишков.
6 октября батюшка был арестован народным судьей Ставровского района по обвинению в «агитации против сдачи хлебофуража в проводимой компании хлебозаготовок». 9 октября его заключили во Владимирский окружной изолятор специального назначения на общих основаниях. Матушка Екатерина, будучи в положении, пешком добиралась до Владимира, чтобы увидеться с отцом Александром в тюрьме. Посильную помощь ей оказывали в то время монахини Успенского Княгинина монастыря г.Владимира — кормили, давали денег. После ареста батюшки она сдала зерно за исключением 30 пудов овса, которые вычли по его заявлению.
На допросе 7 октября и допросе 30 октября 1929 года отец Александр не признал себя виновным в агитации против сдачи хлебозаготовок. Он объяснял повышенный тон разговора в сельсовете своим взволнованным состоянием и говорил, что отказывался сдавать непосильный налог от своего лица, не имея целью побудить к такому отказу других.
В декабре 1929 года было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось, что виновность отца Александра подтверждена показаниями целого ряда свидетелей и предлагалось применить к нему меры социальной защиты во внесудебном порядке. 29 января 1930 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило заключить Крылова Александра Ивановича в концлагерь сроком на 3 года, считая срок с 9 октября 1929 гoдa.
22 февраля 1930 года отец Александр прибыл на ст. Пинюг Коми АССР Северных лагерей ОГПУ особого назначения (СЕВЛОН) где работал, — вероятно, на строительстве железной дороги Пинюг-Устъ-Сысольск, — землекопом. В лагере батюшка пользовался уважением, показал себя способным, практичным работником. Его даже поставили помощником прораба: он помогал делать математические расчеты на стройке. Непосредственное начальство в лагере уговаривало батюшку отказаться от сана священника и по освобождении перейти на светскую работу. То же советовали ему братья и сестры, но он отказался. Даже в лагере отец Александр тайно совершал требы, исповедовал, отпевал усопших. Однажды двое заключенных, которых утром должны были расстрелять, попросила батюшку их отпеть. Он выполнил их просьбу.
2 июня 1930 года отец Александр направил заявление прокурору СССР по делам ОГПУ, в котором, в частности, писал:
«Руководствуясь статьей тов. Сталина от 15 марта 1930 г. о перегибе партийной линии, я просил бы Вас пересмотреть мое дело и изменить мне наказание, которого я не заслуживаю: во-первых, посевная площадь моя была очень мала и по учету комиссии по хлебозаготовке на мою семью не хватало около 30 пудов хлеба (семья моя состоит из жены, 7 человек детей от 14 лет и до новорожденных и сестры жены 58 л., всего 10 человек со мной). Наложенный на меня хлеб в количестве 95 пудов ржи и овса, из которых по моему заявлению было скинуто 30 пудов овса, этот хлеб был моей женой сдан своевременно. В селе и районе хлебозаготовка прошла с превышением. К Советской власти я относился лояльно, О чем свидетельствует протокол общего собрания граждан с. Ельтесунова от 17 октября 1929 г., копия которого вместе с заявлениями подана из изолятора в ОГПУ. Землю я обрабатывал своим трудом. Семья моя многочисленная, по своему составу лишена добычников, без меня обречена нищенствовать. Я как родитель имею нравственную обязанность кормить ее, но теперь лишен этого. Происхождением я сын учителя народной школы, внук крестьянина. Свидетельские показания в моем деле, с которыми меня знакомил судебный следователь, ничего не говорят против меня, а скорее в мою пользу. По всему этому прошу Вас пересмотреть мое дело 58 ст. 10 п., спросить местных граждан обо мне и освободить меня от того наказания, которое я несу. Я же лично считаю это дело перегибом партийной линии».
Ответа на это заявление батюшка не дождался. Отбыв полностью свой срок, он вернулся из заключения в 1932 году. Сильно постарел, хотя ему было всего 40 лет. На Севере он заболел цингой, потерял часть зубов.
В 1930 году, 26 февраля у матушки Екатерины родились двойняшки: Николай и Маргарита. Маргарита прожила только полтора года — умерла по болезни. С матушкой остались ее сестра Анна и шесть человек детей. Без отца семья жила бедно. Анна Васильевна собирала милостыню по деревням. Продавали вещи, которые достались по наследству от родителей матушки. В школе дочерей отца Александра обзывали кличками, дразнили из-за отца. Господь не оставил семьи Своего верного свидетеля: ей помогали сестры матушки — Елена и Александра, да и добрые люди не оставляли в беде. Большой дом священника в с. Ельтесуново отцу Александру пришлось продать, и семья переехала в дом на другом конце села.
Батюшку постоянно преследовали местные власти, угрожая снова посадить в тюрьму. Он искал новое место службы, ездил по епархиям. И вот в 1935 году вместе с семьей переехал в Горьковскую епархию — в с. Языково на берегу реки Сура на границе с Чувашией, в нескольких километрах от ж. д, станции Шумерля. Церковь с высокой колокольней располагалась невдалеке от дома священника. Отец Александр и матушка Екатерина водили детей молиться в храм Божий. Батюшка словом и делом учил их закону Божию и соблюдению правил православной веры. Вокруг с. Языково были леса. Батюшка часто приносил детям дары леса: грибы, ягоды и учил их ориентироваться на местности, распознавать растения и диких животных. Он знал и любил лес.
В с. Языково отец Александр с семьей прожили полтора года. Нашлось место в Ивановской области, и они переехали в с. Ильинское Семеновского сельсовета Вичугского района. Место это тоже было довольно глухим, вдали от большой дороги. Церковь и дом священника находились возле кладбища. В селе было до десятка домов жителей.
В апреле 1937 года батюшка сначала один переехал в село Стрелки Вичугского района Ивановской области, где освободилось место священника. Местность была живописная, на берегу реки Волги при впадении в нее реки Сунжи. В 2 км находилась пристань Селигорье. Невдалеке располагался поселок Каменка с текстильной фабрикой. Отцу Александру предоставили купленный церковной общиной дом, и в начале лета вся семья переехала жить в село Стрелки. Батюшка совмещал с церковной службой труд в местном колхозе, заработал эа лето 50 трудодней.
В 1937-38 годах с особым ожесточением проводилась репрессии против «врагов народа». Отец Александр предчувствовал, что очередь дойдет и до него. Перед арестом он сказал матушке: «Катя, меня скоро заберут. Жаль детей». По воспоминаниям сына, в разговоре дома батюшка сильно возмущался по поводу уничтожения храма Христа Спасителя в Москве — памятника в честь победы над Наполеоном в Отечественную войну 1812 года.
По доносу некоторых членов церковной общины 9 декабря 1937 года отец Александр был арестован Вичугским РО НКВД и заключен в Кинешемскую тюрьму. Матушка была в обмороке. Младшие дети плакали. Николай от горя бежал по снегу босиком за отъезжающим «черным вороном» и кричал: «Папа, не уезжай!»
Батюшку обвинили в активной контрреволюционной агитации и в том, что по его инициативе проводились «контрреволюционные нелегальные сборища церковников»: в мае месяце 1937 года в доме одного из членов церковной общины обсуждался вопрос об организации денежного сбора среди населения на покупку ему дома, в июне в храме с. Стрелки по предложению отца Александра был переизбран за пассивность церковный совет, в октябре-ноябре в доме активной прихожанки Карасевой отец Александр призывал верующих не голосовать за кандидатов в депутаты Верховного Совета, зарегистрированных окружной избирательной комиссией, «вместе с этим велись разговоры о возможностях продвижения своего кандидата от церковников в сельский совет в период выборов низовых органов советской власти», в декабре в беседе с прихожанином «Крылов клеветал на советскую власть, что якобы, которая создала всем тяжелые условия жизни, при этом выражал надежду о якобы скором падении советской власти».
Отец Александр признал себя виновным в том, что переизбрал пассивный церковный совет в июне 1937 года без разрешения на то Вичугского райисполкома. Несмотря на то, что он признал себя виновным частично, достаточным изобличением вины по ст. 58 п. 10 ч. 1 УК РСФСР сочли показания свидетелей. 27 декабря 1937 года тройка УНКВД по Ивановской области постановила: «Крылова Александра Иванович — расстрелять. Лично принадлежавшее ему имущество конфисковать».
Матушке Екатерине объявили, что он осужден по ст. 58-10 без права переписки. После смерти И.В.Сталина матушка подавала запросы о судьбе отца Александра в различные судебные инстанции. 7 мая 1958 года Ивановский областной суд реабилитировал отца Александра по делу 1937 года. Семья получила свидетельство о смерти, зарегистрированное в Г. Вичуга Ивановской области 22 июня 1959 года, в котором говорилось, что гр. Крылов А. И. умер 20 марта 1942 года в возрасте 50 лет от воспаления легких. Это свидетельство оказалось ложным.
8 января 1938 года священник Александр Иванович Крылов принял мученическую кончину — был расстрелян в г. Иваново и захоронен на городском кладбище Балино.
Ныне там установлен мемориал в память жертв политических репрессий.
Источники, использованные для составления жития:
1. Архив УФСБ РФ по Владимирской обл. Арх. д. № П-4730
2. Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Арх.-уг. д. № 5080-П
З. Воспоминания Н. А. Крылова