Брошюра храмов Рождества Христова и Бориса и Глеба

Предисловие

Православный храм — это место особенного, таинственного и непостижимого присутствия Бога на земле, это дом Божий. Храм для верующего человека – не просто здание, но место, где каждый человек здесь и сейчас переживает встречу с Богом. Для многих жителей г. Юрьев-Польского таким «местом» стал Христорождественский храм.

За время своего существования этот храм подвергался неоднократным разорениями во времена польско-литовской интервенции, но более всего храм пострадал в советские годы. «Мерзость запустения» царили на месте некогда красивейшего городского комплекса храмов Рождества Христова и Бориса и Глеба.

10 лет назад по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было начато восстановление Христо-Рождественского храма, пострадавшего меньше, чем Борисоглебский храм. К 2006 г. церковь восстановили и с тех пор там ведутся богослужения. Восстановлена также разрушенная в советское время ограда со Святыми воротами. В 2009 году начато восстановление Борисоглебского храма, разрушенного практически до основания.

  1. 1. Начальная история храма XVIIXVIII вв.

Впервые упоминание о церкви Косьмы и Дамиана встречается в 1613 г. По описным книгам, составленным после польско-литовского разорения г. Юрьев-Польского, следует, что: «в осыпи состояло два соборных храма святого великомученика Георгия, каменной и Успения Пресвятой Богородицы с теплой церковию и разоренный без остатков Архангельский монастырь с новопоставленной деревянной церковию, … на посаде церковь деревянная чудотворцев Космы и Дамиана, а другая теплая церковь, а у них поп живет в своем дворе»[1].

Этот же источник сообщает, что через десять лет, в 1623 г. обе деревянные церкви стояли на своих местах, но здесь есть уточнение, что «церковь во имя Космы и Дамиана была клетского типа, а «другая церковь во имя святой мученицы Параскевы, строение приходских людей, а у церкви двор… попа Семена, да двор дьякона Ивана»[2].

К 1630 г., когда встречаются следующие упоминания, Косьмодемьянская церковь уже была ветхой: «В Юрьеве же Польском на посаде храм во имя чудотворцев Космы и Дамиана клецки ветх, да другой храм во имя мученицы Христовой Прасковеи, нарецаемыя Пятницы, новой шатром верх, а в храме чудотворцев Космы и Дамиана деисусы с праздники и с пророки да местных образов… Космы и Дамиана на золоте с деянием, да другой образ местной Пятницы…, да царские двери, сень и столбы на золоте…, да колокольница, а на ней пять колоколов, … а земли у тое церкви нет пашенные, а церковное строение мирское Юрьевчан посадских людей»[3].

Данные о храме середины XVII в. достаточно скудны: «Церковь Космы и Дамиана на посаде, даны 19 алтын, 2 деньги, десятильнична гривна. 162 г. (1654 г.) по новому дозору положено дани рубль, 8 алтын, 2 деньги, заезда гривна»[4].

Далее на протяжении более чем восьмидесяти лет сведений об истории храмов не встречается. В ведомости «О обретающихся в Юрьев-Польском о всех ружнинах», то есть о всех церквах и священнослужителях, которые находились на государственной дотации, записано: «При церкви святых чудотворцев Козмы и Дамиана священно и церковнослужителей обретается на лицо: поп С. Афанасьев, дьячек Федоров В., пономарь П. Семенов. В той церкви святых чудотворцев Козмы и Дамиана и при ней в другой теплой церкви святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба служба всегда бывает… С 1713 г. по нынешний 1738 г. ему попу с причетники на церковные потребы денежного и хлебного жалованья от помянутых бурмистров и ниоткуды ничего не определялось и ныне не имеется и никаковых доходов, вотчин, мельниц, рыбных ловель и прочих оброчных статей и пахатной земли и сенных покосов и пропитания у них не имеется токмо у той церкви и пропитание их имеется прихоцки 36 дворов означенные же священники и церковнослужители объявили»[5].

В ведомости о количестве церквей, священно-церковнослужителях и их детях г. Юрьев-Польского и Юрьев-Польского уезда за 1732 г. упоминается церковь Козмы и Дамиана и «…неположенные в подушный оклад священно-церковнослужители: священник, диакон, дьячок, пономарь»[6].

Таким образом, к концу 30-х гг. XVIII в. на смену Пятницкой церкви в документах появляется Борисоглебская. Известный суздальский историк, ключарь Богородице-Рождественского собора Анания Федоров, в описании г. Юрьев-Польского в середине XVIII в. сообщает только об одной приходской церкви святых безсеребренников Космы и Дамиана[7].

Более точные сведения о Космодемьянском приходе дает Л. Бакмейстер в 1760-е г. в «Топографическом описании Володимерской, Суздальской, Переславль-Залесской и Юрьев-Польской провинции городов», интересующие его сведения поступали в Российскую Академию наук от бургомистров данных провинций: «За городом в посаде приходские церкви: Воскресения Христова каменная…, церковь Космы и Дамиана каменная, построенная из давних времен, при которой ныне строится вновь теплая, каменная, во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба…»[8].

Исходя из приведенных фактов видно, что в это время Космодемьянская церковь уже была каменной, а Борисоглебская еще строилась. Эти свидетельства подтверждает документ, сохранившийся в Государственном архиве Владимирской области, датируемый 1768 г. В нем говорится, что каменная Борисоглебская церковь была освящена в 1761 г., но в 1768 г. «… от великия сырости у святого престола и жертвенника столицы с исподних мест от полу даже доверху погнили…, отчего в той Борисоглебской церкви священнослужения… исправлять опасно»[9].

В связи с этим священник П. Семенов испрашивал разрешения у епископа Геннадия на замену «столпцов», что им и было сделано, а епископом «повелено было… поколебавшуюся святую трапезу и жертвенник разобрав и из другого материала столпцы новые паки по-прежнему с досками устроить и потом во оной … трапезе… освящение учинить»[10].

В ноябре 1768 г. работы были произведены. Говорить о существовании Христорождественской церкви можно со второй половины XVIII в., поскольку в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» В. Березин и В. Добронравов приводят следующие пояснения: «В описи г. Юрьева 1613 и 1760-х гг. церковь Рождества Христова не упоминается, следовательно, основание ее можно отнести лишь к концу прошлого столетия. Антиминс 1792 г., сохраняющийся в церкви по всей вероятности дан был в новоустроенную церковь Рождества Христова»[11].

В подтверждении того, что Христорождественский храм был возведен ранее 1790-х гг., приведем ведомость благочинного за 1795 г.: «Церковь Рождества Христова каменного здания с приделами святых чудотворцев Космы и Дамиана и святой мученицы Параскевы. Еще особая теплая святых страстотерпцев Бориса и Глеба каменного здания, в твердости. При ней приходских дворов 55, в них мужеска полу 170 душ. Полевой пашенной земли и сенного покоса не имеется. Усадебной и огородней земли 2100 кв. сажен и три четверти, на которую план и книга имеются и хранятся в церковной ризнице»[12].

Христорождественская церковь (бывшая Козьмодемьянская) построена во второй половине XVIII в. Несмотря на очевидную связь с традициями второй половины XVII в., в ее архитектуре появляются детали «петровского барокко». Углы четверика закреплены пучками колонок. Над карнизами окон южного фасада размещены «разорванные» фронтоны вогнутых очертаний. Вместо закомар над карнизом церкви продолжается плоскость стены, расчлененная тремя декоративными арками килевидной формы, опирающимися на делящие стены на отдельные части плоские лопатки. Пять глав с цилиндрическими барабанами возвышаются на подставках, украшенных килевидными кокошниками[13].

  1. 2. Церкви Рождества Христова и Бориса и Глеба
    в конце
    XVIIIXIX вв.

Вплоть до начала XX в. в документах церковь поочередно называется то Космодемьянской, то Христорождественской.

В 1808 г. «усердием прихожан была построена отдельная теплая церковь, каменная же, с одним престолом в честь свв. князей Бориса и Глеба»[14]. Видимо, ранее этой церкви не было, поскольку в ведомости 1860 г. при Христорождественской церкви по плану и книге, составленным в 1771г. под дворами и огородами значится 2170 3/4 кв. саж. (близ церкви),[15] упоминаний о других постройках здесь нет.

Скупые сведения дают нам ведомости об этих двух церквях составленные в 1870-х гг., не сообщая, ничего даже об их внешнем облике. О Христорождественской Борисоглебской церквях этого периода написано, что они построены «неизвестно когда и кем».

«Церковь Рождества Христова зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка. Престолов в ней три: в настоящей в честь Рождества Христова, внутри св. алтаря при настоящей церкви престолы: с правой стороны во имя св. чудотворцев Космы и Дамиана и с левой — во имя св. мученицы Праскевы… все три холодные. Близ одной церкви с западной стороны есть особая каменная теплая церковь во имя св. страстотерпцев Бориса и Глеба, крепкая, неизвестно когда и кем построенные. Церковь достаточно снабжена: ризницей, утварью и св. иконами…, служебными книгами…»[16].

Церковная усадебная земля в размере 2170 3/4 кв. саж., в 1840 г. по решению Юрьевского уездного суда была частично «урезана» в пользу частновладельцев или заменена другой, а потому план и книга несопоставимы с настоящим положением церковной земли. «Землею…, какая есть, владеют сами священно- церковнослужители. Домы у них собственные деревянные, на свои средства устроенные. Зданий, принадлежащих к сей церкви, никаких нет, кроме каменной сторожки, устроенной при теплой церкви… Ближайшая к сей церкви Юрьевская кладбищенская Вознесенская церковь, менее чем в полуверсте… Есть при церкви школа, находится в квартире диакона, означенной Христорождественской церкви, Федора Доброхотова, который учит детей чтению, письму и арифметике»[17].

В приходе церкви было 59 дворов, в них 251 муж. и 319 жен[18]. В других ведомостях отмечались еще библиотека и ризница при церкви[19].

В 1887 г. церковный староста купец В.Г. Сходнов употребил собственных средств — 900 руб. «на устройство новой ограды, на окраску крыш и стен храмов холодного и теплого»[20].

Описания церквей Христорождественской и Борисоглебской конца XIX века мало что добавляют к их облику. О первой сказано, что она пятиглавая, в ней же отмечаются наиболее интересные старинные предметы, которые датируются концом XVIII — началом XIX в. Один из напрестольных крестов имел такую надпись на западной стороне: «сей крест г. Юрьева-Польского церкви Рождества Христова и святых чудотворцев безсеребренников Космы и Дамиана. 1802 г.»[21].

Каменная колокольня имела часы. Церковь и колокольня тогда были обнесены каменною оградой с железными решетками.

Такой комплекс мы можем видеть на старой фотографии конца XIX — начала ХХ веков[22].

3. Христорождественский храм в начале ХХ в.

В 1904 г. величина заселенной площади г. Юрьев-Польского составляла 249,5 дес., три торговые площади, 46 улиц и переулков общей протяженностью 14 верст, мощеными были лишь 4,5 верст. Жилых строений – 962 (каменных – 257, деревянных — 705). Улицы освещались 129 фонарями, жителей 10, 8 тыс. чел. Церквей 9, одно кладбище, два монастыря (мужской и женский), две больницы на 62 места, 2 гостиницы, 10 постоялых дворов и трактиров. Работали 3 фабрики, рабочих на них 1381 чел. Производством товаров занимались 15 ремесленных заведений, всего ремесленников 644. 19 извозчиков. Недавно открылась типография[23].

Христорождественская и Борисоглебская церкви (на плане города — 12,13) находились на Спасской улице. Здесь же было купеческих домов: 3 каменных и 39 деревянных, где проживает 240 человек; мещанских 28 домов, где проживает 141 человек; 3 церковнических дома, 2 крахмальных завода в деревянных строениях. На этой улице, находящейся на северной окраине города, не было фабрик, кузниц, торговых лавок, питейных домов, харчевен[24].

В начале XX столетия в г. Юрьев-Польском насчитывалось до десяти приходов, больше половины из них состояли из двух храмов. Масса жителей собиралась в них на престольные праздники и крестные ходы.

Крестные ходы из Георгиевского собора проходили в монастыри и почти во все храмы в их престольные праздники. Исключение составляли Христорождественская и Введенско-Никольская церкви, что весьма ущемляло прихожан. В мае 1905 г. священно- и церковнослужители этих церквей, их старосты и прихожане обратились к Юрьевскому обществу хоругвеносцев с просьбой перед епархиальным начальством о разрешении ежегодно совершать в их церкви крестные ходы в дни наиболее чтимых ими праздников: в Христорождественской 26 августа. «Ходатайство осталось без последствий». Прихожане Христорождественской церкви просили также, чтобы по окончании литургии крестный ход «совершался еще от церкви на колодезь, где по преданию явилась хранящаяся в их храме чтимая Владимирская икона Божией Матери», ходатайствовали несколько лет, но ходатайство было отклонено, так как колодезь находился во дворе частных владельцев, а не на общественной или церковной земле, владельцем этого колодезя и земли вокруг него состоит фабрично-торговое общество братьев Овсянниковых и А. Ганшина с сыновьями[25].

В наиболее поздней из сохранившихся клировой ведомости Христорождественской церкви города Юрьев-Польского на 1908 г. сообщается: «Зданием каменная с таковою же колокольнею – крепка. Престолов в ней три: в настоящей в честь Рождества Христова; внутри св. алтаря с правой стороны во имя св. чудотворцев Косьмы и Дамиана, с левой – во имя св. мученицы Параскевы – наречения Пятницы; все три холодные, близ оной церкви с задней стороны есть особенная каменная церковь – теплая во имя св. страстотерпцев Бориса и Глеба, крепка, неизвестно когда и кем построена. Церковь достаточно снабжена ризницей, св. иконами, утварью… Причт состоит по новому штату, утвержденному указом консистории за № 5223; из священника, диакона и псаломщика. Земли при сей церкви усадебной 2170 ¾ кв. саж., на которую план и межевая книга имеются и хранятся в ризнице церковной, по решению 1840 г. Юрьевского земского съезда, утвержденному Правительствующим Сенатом, часть сей земли церковной перешли в частное владение, а потому план и межевая книга не сообразны с настоящим положением церковной земли, дел о ней после сказанного решения не производиться. Землей церковной пользуются священноцерковнослужители. Дома у священноцерковнослужителей собственные – деревянные, построены на церковной земле. Зданий, принадлежащих сей церкви, никаких нет, кроме каменной сторожки, библиотеки и ризницы, устроенных при теплой церкви. Расстоянием сия церковь от духовной консистории в 63 верстах, с местным благочинным в одном городе. Ближайшая к сей церкви – кладбищенская Вознесенская церковь, менее чем в полуверсте и прочие городские церкви не в очень дальнем расстоянии находятся. Приписной церкви нет. Приходской и церковно-приходской школ нет. Кладбище находится близ города при Вознесенской церкви…»[26].

  1. 4. Служение в храме в 1930-е гг.
    Священномученик Зосима (Трубачев)

Сведения о службах в Христорождественском храме в начале 1930-х гг. сохранились в воспоминаниях сына ссыльного отца Зосимы Трубачева, которому в 1932 г. разрешено было переехать в Юрьев-Польский: «Отцу моему, как ссыльному, служить не разрешали, но жил он церковной жизнью, в праздничные дни управлял хором в отдаленном, тогда еще не закрытом, храме во имя святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Пели бывшие насельницы Петропавловского монастыря – Агния, Феофания, Наталия (других имен не помню) и местный житель Василий Вуколович Крылов, впоследствии священник. Служба отчасти напоминала монастырь, уставность ее поддерживал иеродиакон Фавст из закрытого в 1928 г. Гефсиманнского скита Троице-Сергиевой Лавры. По воскресным дням служил Преосвященный Хрисогон, известный отцу по Московской духовной академии как студент-вольнослушатель. Он приходил в храм незаметно, как простой священник. В дни архиерейских служб я помогал облачать архиерея, держал жезл и подавал трикорий. После каждой литургии Владыка благословлял и одаривал просфорой»[27].

В 1934 г. отец Зосима Трубачев покинул г. Юрьев-Польский, служил в Калужской епархии. О нем известно, что: «Священномученик Зосима родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье диакона Василия Трубачева и его жены Веры Петровны. Первоначальное образование Зосима получил в духовном училище в городе Никольске, затем поступил в Вологодскую Духовную семинарию, а в 1914 году – в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1918 году.

Душевные качества Зосимы Васильевича, любовь к храму и богослужению предопределили его священнический путь. Имея прекрасный слух и певческие данные, он еще в семинарии обучился певческому искусству и с успехом заменял регента. В студенческие годы Зосима Васильевич управлял вторым академическим хором и хором при домовой церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины в Сергиево-Посадском убежище сестер милосердия Красного Креста. Годы обучения в академии воспитали в нем верность и преданность Православной Церкви. Он часто посещал старцев Зосимовой пустыни, получая от них ответы на насущные вопросы духовной жизни.

За год до окончания академии он вступил в брак с Клавдией Санковой, отец которой, Георгий Прохорович, был железнодорожным мастером и большим почитателем иеромонаха Варнавы (Меркулова), к которому часто обращался за советами.

В марте 1918 года Зосима Васильевич был рукоположен во диакона, а 25 апреля того же года Святейший Патриарх Тихон в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры рукоположил его во священника.

Первым местом его служения стал Богородице-Рождественский храм в селе Подосиновец в Вологодской епархии. За несколько месяцев до приезда сюда отца Зосимы настоятель храма протоиерей Николай Подьяков претерпел мученическую кончину от рук безбожников.

Уроженец Вологодской губернии, отец Зосима хорошо знал жизнь местных крестьян, занимавшихся хлебопашеством и возделыванием льна, из которого ткали полотно и шили одежду, – ее носили все местные жители. Поселившись в Подосиновце, он целиком посвятил себя пастырской деятельности. Совершение богослужений, проповедь слова Божия, отеческая забота о вверенных ему прихожанах, христианское воспитание детей стало смыслом и содержанием его жизни. Он посещал больных в отдаленных селениях прихода, устраивал воскресные беседы, обличал сектантов, просто и доступно изъяснял истины православной веры, приходил на помощь всем нуждающимся. Он взял на воспитание тринадцатилетнюю сироту, дочку утонувшего помора.

Отец Зосима любил детей. На Рождество в доме священника всегда устраивалась елка для приходских детей, пелись рождественские песнопения и детские игровые песни.

Служил отец Зосима внутренне собранно, сосредоточенно, истово, весь уходя в молитву. На праздник Крещения водоосвящение в Подосиновце происходило на реке Юг. Летом водосвятные молебны совершались перед храмом на огромном камне-валуне.

В Подосиновце у отца Зосимы и его супруги Клавдии Георгиевны родилось трое детей. С младшим сыном священника в младенческом возрасте произошло событие, которое вся семья однозначно восприняла как чудо. В один из праздничных дней собрались родные и гости; отец Зосима держал мальчика на руках, но кто-то его позвал. Он положил ребенка на подоконник и поспешно вышел. Через несколько мгновений мальчик упал со второго этажа дома на улицу. Когда его принесли, он впал в забытье и, по-видимому, уснул. Отец Зосима ушел в другую комнату и стал горячо молиться. Мальчик проснулся вполне здоровым.

В 1922 году священника впервые арестовали во время кампании по изъятию церковных ценностей, и он был заключен в тюрьму в Великом Устюге. Вскоре, однако, он был освобожден и вернулся служить в Подосиновец.

В 1924 году отец Зосима перешел служить в Ивановскую епархию, которую возглавлял тогда епископ Августин (Беляев). Некоторое время отец Зосима служил в храме в селе Кохма неподалеку от города Иванова.

В середине двадцатых годов православные Иванова переживали один из самых тяжелых периодов своей церковной истории. Обновленцы при поддержке властей захватили почти все храмы в городе. Епископу Августину запретили жить в кафедральном городе, и он приезжал в Иваново только для совершения богослужений. В отце Зосиме владыка нашел твердого и мужественного защитника православия и в 1925 году направил его служить в Введенский храм в Иванове, так как настоятель этого храма отпал в обновленчество и многие из клира храма склонялись к обновленцам. Отец Зосима был назначен сюда настоятелем и возведен в сан протоиерея.

Приход оказался разрушенным, богослужение совершалось небрежно, церковное пение к тому времени было почти полностью заменено концертным исполнением молитв. Отец Зосима потратил много сил, чтобы наладить уставное совершение богослужений и преодолеть среди причта привычку к небрежному отправлению чинопоследований, и в особенности таинства исповеди. Он настойчиво отстаивал традиции обиходного церковного пения, не совместимые с концертностью, стремился передать хору свое молитвенное настроение.

Для того чтобы привлечь православных к обновленцам, власти разрешили последним совершать крестные ходы по городу, в то время как православные на это права не имели, а в случае неповиновения им угрожали различными карами. Протоиерей Зосима, несмотря на угрозы, не согласился отменить крестные ходы. Во время ночной пасхальной службы, когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» священство и верующие вышли из Введенского храма, их стали теснить безбожники, выкрикивая ругательства и угрозы. Отца Зосиму, как и все духовенство, охраняли прихожане храма – ивановские рабочие. Они, взявшись за руки, оцепили процессию и не допустили избиения верующих.

Введенский храм построен в начале ХХ века. Внутри он был украшен резным деревянным иконостасом с иконами, исполненными в традициях древнего письма. Стараниями протоиерея Зосимы отдельно от храма была заложена и выстроена небольшая колокольня; он освятил колокола и установил порядок ежедневного звона. По воскресеньям после вечернего богослужения отец Зосима проводил беседы на религиозные темы, привлекая к ним всех служивших в храме священников. Каждую неделю по вторникам читался акафист перед чтимой иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».

Проповеди отца Зосимы убеждали силой веры самого проповедника; слушатели чувствовали, что перед ними человек, всецело предавший себя воле Божией. Изъясняя Евангелие, он призывал неустрашимо исповедовать Христа, не отрекаться от Него, для укрепления веры в слушателях приводил примеры из жизни святых мучеников. Из русских подвижников он особенно чтил преподобного Серафима Саровского.

В июле 1926 года отец Зосима совершил вместе с прихожанами поездку в Саров. От Арзамаса паломники двинулись на подводе. Большую часть пути отец Зосима прошел пешком. Они пришли в монастырь к всенощной; на другой день побывали в пустыньке, у камня, где молился преподобный, и на источнике. На обратном пути остановились в Дивееве и прошли с молитвой вдоль Богородичной канавки. Отец Зосима побывал у блаженной Марии Ивановны, которая, отступив от своего обыкновения бушевать и ругаться при посетителях, приняла его весьма ласково.

Отец Зосима был характера общительного, легко сближался с людьми и церковными и мирскими, к нему тянулись люди и простые и образованные. Но при этом он всегда оставался священником, лицом, облеченным во иерейский сан, и интерес к различным сторонам жизни не заглушал в нем внутренней молитвенной настроенности.

В 1928 году в Иванове расклеили по городу списки «лишенцев» – людей, лишенных гражданских прав: фабрикантов, купцов, военных и священнослужителей. Продолжалось глумление безбожников над церковными праздниками, по-прежнему устраивались антирелигиозные карнавальные шествия.

В 1926 году власти арестовали епископа Августина и выслали в Среднюю Азию. В Иванове остались его дочери, еще во младенчестве лишившиеся матери. Протоиерей Зосима обратился к прихожанам Введенского храма с просьбой оказать помощь сиротам.

Как только это стало известно властям, они арестовали священника. 7 сентября 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Зосиму к трем годам ссылки в город Вельск Вологодской области с запрещением служить в храме. В 1929 году наказание ужесточили, и священник был заключен в Исправительно-трудовой лагерь и отправлен на лесоразработки неподалеку от станции Няндома Архангельской области, где начиналось тогда строительство новой железной дороги.

В 1932 году отцу Зосиме было разрешено переехать в город Юрьев-Польский Владимирской области. Он устроился работать счетоводом, а в свободные дни управлял хором в единственном действующем в городе храме во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. На клиросе под его руководством пели тогда старые монахини из закрытого властями Петропавловского монастыря. После ссылки и заключения отец Зосима стал сосредоточен и сдержан, но не изменил ни своих убеждений, ни твердого намерения продолжать церковное служение.

В 1934 году в Москву из заключения вернулся епископ Августин, и заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий направил его на Калужскую кафедру. Протоиерей Зосима встретился с епископом, и тот предложил ему поехать вместе с ним. Давно и хорошо зная владыку Августина, отец Зосима с радостью согласился и был назначен настоятелем Казанского храма в городе Малоярославце и благочинным приходов в Малоярославецком районе.

Отец Зосима духовно окормлял свою паству, многих ссыльных монахинь и духовенство, среди них был и вернувшийся из концлагеря протоиерей Роман Медведь, которого во время его смертельной болезни отец Зосима посещал каждый день до самой кончины, последовавшей 8 сентября 1937 года.

26 января 1938 года власти арестовали протоиерея Зосиму и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Свидетели, которых допрашивали следователи, утверждали, будто отец Зосима говорил, что коммунисты, арестовывая священников, хотят запугать народ, но мы, верующие, должны до смерти защищать веру Христову; коммунисты надругались над православной верой, тысячи ни в чем не повинных священников томятся в тюрьмах, коммунисты силой принуждают народ к неверию в Бога, но это им не удастся… Свидетели говорили, что протоиерей Зосима имеет обширные связи с гонимыми советской властью людьми, которые высылаются ею как враги народа; эти люди пели у священника на клиросе, и к нему приезжало много духовенства из Москвы.

29 января следователь допросил священника, спросив, признает ли он себя виновным в том, что вел активную контрреволюционную работу против советской власти. Отец Зосима категорически отказался признать себя виновным в возводимых на него обвинениях. 19 февраля тройка НКВД приговорила его к расстрелу.

Протоиерей Зосима Трубачев был расстрелян 26 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле[28].

5. Разрушение храмов в советское время (1930-е – 1940-е гг.)

Христорождественский храм был последним, действовавшим в городе. Закрыт в 1937 г. В 1930-е гг. была разобрана колокольня. Каменная оградой с железными решетками, которой были обнесены церкви, уничтожена в советское время[29].

С 1940 г. в Христорождественской церкви размещалась типография, а в Борисоглебской в послевоенные годы – молокозавод, в распоряжение которого перешло с 1960-х гг. и здание Космодемьянской церкви.

  1. 6. Изучение храмов архитекторами в 1950-е – 1970-е гг.

К 1950-м годам обе церкви утратили свое завершение в виде глав, изменилась их кровля, были утрачены ограда с колокольней. Обе церкви, ждущие реставрации, стояли одна за другой, параллельно Авангардовскому переулку (бывшей Космодемьянский). Как видно на сохранившихся фотографиях, с потерей колокольни, глав и ограды, их объемно-пространственная композиция во многом была утрачена.

В 1953 г. архитектором Е.А. Архиповым был составлен проект охранной зоны Христорождественской и Борисоглебской церквей. Он же и дал краткую архитектурную характеристику ансамблю. Паспорта на эти архитектурные памятники были написаны в 1975 г. архитектором О.К. Гурулевым. Вот, что, по их мнению, представляли в архитектурном отношении церкви: «Летняя (Христорождественская) церковь представляет собой в плане квадратный бесстолпный объем, завершенный с востока трехчастной апсидой. С запада к ней примыкает прямоугольная в плане трапезная. Основной объем перекрыт сомкнутым сводом, на который опирались пять барабанов, отсутствовавших уже в 1953 г. В связи с приспособлением здания церкви под хозяйственные нужды городом (типографию и склад молокозавода), она была разделена плоским перекрытием на два этажа, что конечно не соответствовало ее первоначальному назначению. Южным фасадом Христорождественская церковь обращена в сторону посада. Именно этот фасад и является самым нарядным. Здесь мы видим богато профилированный карниз, кокошники разной величины, парные полуколонки, дробно членные наличники окон, пилястры и другие декоративные элементы. С запада вход в крытую паперть обрамлен профилированным перспективным порталом. В трапезной части церкви в 1950-е годы, в интерьере, сохранилась лепнина барочного характера. Северный же фасад, наоборот, кроме пилястр и кокошников глубокого профиля, лишен декораций. Памятник до наших дней дошел со значительными повреждениями: не хватает многих фрагментов перспективного западного портала, сбиты некоторые участки кокошников, оконных наличников и карнизов, подверглись переделке окна второго этажа. Требуется полное восстановление кровли, пять барабанов и их завершений»[30].

В целом же состояние основных конструкций при визуальном осмотре летом 1989 г. признано начальником мастерской РИП — Шугаевым С.Ю. и архитектором Двоеглазовой Т.И. удовлетворительным.

В 1974 г. решением облисполкома от 18 марта за № 356 Христорождественская церковь была включена в список памятников архитектуры, находящихся на местной охране.

По составленному описанию: «Зимняя Борисоглебская церковь представляет собой каменную постройку клетского типа. С востока к ней примыкает одночастная, полуциркульная в плане апсида. С запада к ней пристроена крытая паперть. Перекрытия всех помещений имели коробовые своды. Свод над основным зданием церкви был завершен небольшим барабаном и главкой, они не сохранились. Декоративное убранство церкви очень скромное, поэтому на плоскости стен выделялись карниз (ступенчатый поребрик) и изящные наличники окон, завершенные килевидными кокошниками. До наших дней от наличников окон дошли фрагменты на южном фасаде и на апсиде. Сами дверные и оконные проемы искажены, в очень плохом состоянии кровля. Основные конструкции здания Борисоглебской церкви находятся, однако в удовлетворительном состоянии»[31].

Заключение гласило: «Несомненно, что с проведением полной реставрации по этим памятникам архитектуры середины XVIII в. и начала XIX веков город Юрьев-Польский обретет «северную границу» своего историческoго ядра. Сами же, Христорождественская и Борисоглебская церкви, вместе с неподалеку стоящими: Башней, раздаточной конторой конца XIX в. (перестроена в 1924-1925 гг. в клуб фабрики «Авангард») и каменным амбаром, также конца XIX в., создают неповторимый колорит этому уголку древнего города, а здания церквей могут быть приспособлены под культурный досуг»[32].

В списке памятников истории и культуры Владимирской области указано, что в середине 1990-х гг. обе церкви не использовались, состояние их было неудовлетворительным[33].

  1. 7. Возрождение храма (1990-е – 2000-е гг.)

К началу 1990-х гг. комплекс церковных построек находился в полуразрушенном состоянии, внутри здания был беспорядок, зияющие дыры оконных проемов, постепенно обваливающиеся стены.

В 2002 году, по благословению Высокопреосвященнейшего Евлогия архиепископа Владимирского и Суздальского, было начато восстановление Христорождественского храма.

Уже осенью засверкали под солнцем главный купол и крест на нем. Это событие произошло 28 сентября 2002 г. — состоялся подъем и установка первого из пяти крестов на куполе храма. Праздничное настроение было у всех, кто пришел, несмотря на проливной дождь. Пока крест находился на земле, отец Сергий провел службу, соответствующую этому событию. Крест освятили в присутствии молящихся. Сам подъем осложнялся тем, что в тот момент начался проливной дождь. Но народ не расходился, наоборот, его становилось все больше. Когда крест был водружен, в глазах людей искрилась истинная радость[34].

В 2006 г. закончен ремонт еще одного из пяти куполов. На нем также установлен крест. Тогда же была завершена реставрация фасадов Христорождественской церкви, но продолжалась отделка ее внутреннего убранства.

Церковь Рождества Христова, пострадавшую менее сильно, восстановили первой, и с 2006 года в красивом, празднично-белом храме ведутся богослужения. Разрушенная в советское время ограда со Святыми воротами также восстановлена.

Стоящая рядом с Христорождественской Борисоглебская церковь разрушена практически до основания. Сохранившийся фундамент и часть стен обнесены строительными лесами. В 2009 году начато восстановление храма.

  1. 8. Современная жизнь прихода (2006 – 2012 гг.)

В начале 2006 г. после продолжительной реставрации и ремонта для верующих вновь был открыт Христорождественский храм в Авангардском переулке города Юрьева-Польского.

4 января 2006 года в храме совершилось первое богослужение. В храме находится мощевик с частицами мощей: великомученика и целителя Пантелеимона; святителя Иоанна, епископа Суздальского; святителя Арсения Элассонского, Суздальского; преподобного Германа Зосимовского; преподобного Григория Синаита; святителя Луки исповедника; святителя Афанасия Ковровского, епископа, исповедника; преподобного Алексия Зосимовского; благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев; преподобных Лукиана и Корнилия Александровских, а также частица Креста Господня.

Настоятель храма протоиерей Сергий Соловьев, благочинный храмов Юрьев-Польского округа Владимирской епархии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА

ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКОГО ХРАМА

Христорождественский храм, конец XIX – начало XX в.

Христорождественский храм, 1950-1960-е гг.

Христорождественский храм, северный портал

Христорождественский храм, 1990-е гг.

Борисоглебский храм.

Начало восстановительных работ

Чин освящение креста

Поднятие креста

Христорождественский храм, 2012-е гг.

Борисоглебский храм, 2012-е гг.

Библиографический список

Архивные источники

1. ЦГИА СССР. Ф. 1350. Оп. 312. Д. 61. Без даты. Кон. XVIII в. Описание города Юрьева-Польского.

2. ЦГИА. Ф. 796. Оп. 440. Д. 35. Статистические ведомости о приходах Владимирской епархии за 1910 г.

3. ГАВО. Ф. 556. Оп. 111. Д. 1125. Л. 39 – 40. Клировая ведомость Христорождественской церкви города Юрьев-Польского на 1908 г.

4. ГАВО. Ф. 560. Оп. 2. Д. 570. Ведомости и количестве церквей, священно-церковнослужителях и их детях г. Юрьева-Польского и Юрьев-Польского уезда за 1732 г.

5. ГАВО. Ф. 556. Оп. 110. Д. 216. Л. 41, 41 об, 42, 48 об. Клировые ведомости благочинного Владимирской епархии, г. Юрьева за 1876 г.

6. ГАВО. Ф. 556. Оп. 109. Д. 354. Клировая ведомость благочинного г. Юрьева за 1878 г.

7. ГАВО. Ф. 556. Оп. 109. Д. 389. Клировые ведомости о церквях г. Юрьева-Польского за 1879 г.

8. ГАВО. Ф. 556. Оп. 3. Д. 1125. Клировые ведомости Юрьевского градского благочинного округа за 1908 г.

9. ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 3335. Л. 417. Отчеты о состоянии церквей, монастырей и пустыней Владимирской епархии. 1887 г.

  1. ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 2910. Л. 35 – 37. Ведомости о церквях г. Юрьева за 1873 г.
  2. ГАВО. Ф. 406. Оп. 3. Д. 361. Опись городских улиц, земли и имуществ г. Юрьева-Польского. 1886 г. Л. 2 об.
  3. ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 1973. Л. 10 об. Ведомости о недвижимых имуществах Юрьевского уезда за 1860 г.
  4. ГАВО. Ф. 560. Оп. 2. Д. 4. Лл. 48 — 54. Ведомость благочинного Юрьевского Архангельского монастыря о церквях и священно-церковнослужителях г. Юрьева-Польского за 1795 г.
  5. ГАВО. Ф.560. Оп. 2. Д. 677. Л. 9. Ведомость благочинного Юрьевского Архангельского монастыря о церквях и священно-церковнослужителях г. Юрьева-Польского за 1795 г.
  6. ГАВО. Ф. 580. Оп. 2. Д. 4. Л. 48. Дело о строительстве новой церкви в г. Юрьеве-Польском. 1768 г.

Литература

1. Н. Малицкий. Списки Воспитанников Владимирской духовной семинарии. 1750 – 1900. М., 1902.

2. Материал для истории Владимирской епархии Вып.4 Юрьевская десятина жилых данных церквей и пустовых церковных оброчных земель. Владимир, 1896. С. 5, 16, 72.

3. Временник Общества истории и древностей Российских. Т. 22. – М., 1855. С. 110.

4. Списки населенных мест российской империи по сведениям 1859 г.. – СПб, 1863. – VI Владимирская губерния/ ред. М. Раевский. – С. 98.

5. Список населенных мест Владимирской губернии/ Изд–е Владимирского губернского статистического комитета. – Владимир, 1896. – С. 211.

6. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. – Владимир, 1896. – Вып. 3. Суздальский и Юрьевский уезды/ сост. В. Березин. – С. 310 – 311.

7. Топографическое описание Владимирской губернии/ ред. Г.А. Ряжский. – Владимир, 1906. – С. 39 – 41.

8. Памятники истории и культуры Владимирской области: катагог/ ред. В.А. Косткин. – Владимир: Покрова, 1996. – С. 497.

9. Город Св. Георгия. Юрьев-Польский в старой открытке/ авт.-сост. В.П. Машковцев. – Владимир: Посад, 2002. — С. 103 – 105, 110.

  1. Протоиерей Олег Пэнэжко. Город Юрьев-Польский. Храмы Юрьев-Польского района / О. Пэнэжко. – Владимир, 2005. – С. 27 – 28.

Периодические издания

1. Ведомость об обретающихся в Юрьев-Польском о всех руженних коликое число священно-церковнослужитилей и монахинь имеется…о именах своих и о руге и о протчем скасками объявили 1736 г. февр. 20 дня // Владимирские губернские ведомости. – 1866. — № 29.

2. Провинциальный город Юрьев-Польской с уездом // Владимирские губернские ведомости. – 1878. — № 42.

3. Ерофеев М. Христорождественский храм / М. Ерофеев // Вестник Ополья. – 2006. – 11 апр. – С. 3.

4. Хламов С.Ю. Прогулки по Юрьеву разных эпох // Юрьев-Польская старина: альманах / С.Ю. Хламов. — Вып. 2. – Кольчугино, 2007.

5. Мозгова Г. Чтобы помнили // Вестник Ополья. – 2002. – 25 июня. – С. 2.

6. Историческая карусель//Вестник Ополья. – 2002. – 29 марта – С. 3. — 30 апр. – С. 5.

7. Москвина Ж. Праздник в ненастный день// Вестник Ополья. – 2002. – 11 окт. — С. 5.

8. Юрьевская летопись//Вестник Ополья. – 2002. – Апрель.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………………… 3

1. Начальная история храма XVII – XVIII вв……………………………….. 4

2. Церкви Рождества Христова и Бориса и Глеба
в конце XVIII – XIX вв………………………………………………………………… 7

3. Христорождественский храм в начале XX в……………………………. 9

4. Служение в храме в 1930-е гг. Священномученик
Зосима (Трубачев)……………………………………………………………………. 11

5. Разрушение храма в советское время (1930-е – 1940-е гг.)…….. 17

6. Изучение храма архитекторами в 1950-е – 1970-е гг……………… 18

7. Возрождение храма (1990-е – 2000-е гг.)……………………………….. 20

8. Современная жизнь прихода (2006 – 2012 гг.)……………………….. 21

Приложение…………………………………………………………………………….. 22

Библиографический список……………………………………………………… 29


[1] Материалы для истории Владимирской епархии. Вып. 4. Юрьевская десятина жилых данных церквей и пустовых церковных оброчных земель. – Владимир, 1896. С. 5.

[2] Там же. С. 72.

[3] Там же.

4 Там же. С. 16.

[5] Владимирские губернские ведомости. — 1866. — № 29.

[6] ГАВО. Ф. 560. Оп. 2. Д. 570.

[7] Временник Общества истории и древностей Российских. Т. 22. – М., 1855. С. 110.

[8] Владимирские губернские ведомости. 1878. № 42.

[9] ГАВО. Ф. 560. Оп. 2. Д. 4. Л. 48.

[10] Там же. Л. 54.

[11] Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып.3. Суздальский и Юрьевский уезды/сост. В. Березин. – Владимир, 1896. С. 310.

[12] ГАВО. Ф 560. Оп.2. Д. 677. Л. 9.

[13] Город Святого Георгия. Юрьев-Польский в старой открытке / авт.-сост. В.П. Машковцев. – Владимир: Посад, 2002. С. 103 – 105, 110.

[14] Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып.3. Суздальский и Юрьевский уезды/сост. В. Березин. – Владимир, 1896. С. 310.

[15] ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 1973. Л. 10 об.

[16] ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 2910. Л. 35.

[17] ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 2910. Л. 36-37.

[18] ГАВО. Ф. 556. Оп. 110. Д. 216. Л. 41, 48 об.

[19] ГАВО. Ф. 556. Оп. 109. Д. 354.

[20] ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 3335. Л. 417.

[21] Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып.3. Суздальский и Юрьевский уезды/сост. В. Березин. – Владимир, 1896. С. 310.

[22] См. Приложение.

[23] Историческая карусель // Вестник Ополья. 2002. 29 марта. С.3.

[24] Топографическое описание Владимирской губернии/ ред. Г.А. Ряжский. Владимир, 1906. С. 39 – 41, 46.

[25] Мозгова Г. Чтобы помнили // Вестник Ополья. 2002. 25 июня. С.2.

[26] ГАВО. Ф. 556. Оп. 111. Д. 1125. Л. 39 – 40.

[27] Протоиерей Олег Пэнэжко. Город Юрьев-Польский. Храмы Юрьев-Польского района. Владимир, 2008. С. 48 – 50.

[28] Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. / Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Февраль». – Тверь. 2005. С. 241 – 248.

[29] Протоиерей Олег Пэнэжко. Город Юрьев-Польский. Храмы Юрьев-Польского района. Владимир, 2008. С. 54 – 55.

[30] Эскизный проект реставрации: комплекс Христорождественского храма г. Юрьев-Польского. – Владимир: Владимирреставрация, 1992. С. 12.

[31] Эскизный проект реставрации: комплекс Христорождественского храма г. Юрьев-Польского. – Владимир: Владимирреставрация, 1992. С.14.

[32] Там же.

[33] Памятники истории и культуры Владимирской области: каталог/ ред. В.А. Косткин. – Владимир: Покрова, 1996. – С. 497.

[34] Москвина Ж. Праздник в ненастный день// Вестник Ополья. 2002. 11 окт. С.5.