В текущем году выпускник Владимирской духовной семинарии Сергий Черкасов, успешно выдержав вступительные испытания, стал магистрантом Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия.
Его впечатления от организации учебного процесса, на наш взгляд, интересны не только преподавателям духовных школ, но и всем, кто размышляет о путях дальнейшего развития российской высшей школы
В этом году в магистратуре был сформирован новый учебный план, который состоит из модулей, распадающихся на разные предметы и спецкурсы.
Первый модуль – это иностранные языки. Английский язык обязателен для всех, второй иностранный язык тоже обязателен, но на выбор: немецкий, французский, итальянский. В отношении иностранных языков нам объяснили сразу, что знание только одного иностранного языка в современном мире уже практически ничего не значит. Самый-самый средний уровень – это знание двух новых языков. Этот уровень как раз соответствует выпускнику магистратуры. А аспирантам и докторантам хорошо знать больше двух новых языков. Пример в этом нам подают сами преподаватели, которые в большинстве случаев владеют 4-5 языками.
Иностранные языки у нас идут каждый день. В понедельник, среду и пятницу – английский и второй язык. Во вторник и четверг – древний язык, кто какой выбрал. Задания по языкам всегда бывают внушительных размеров. Обычно в качестве заданий выступают письменные упражнения к каждому уроку, пересказ текстов, написание сочинений на иностранном языке, прослушивание аудиозаписей. Качество выполнений заданий, посещаемость занятий по иностранным языкам тщательно контролируется, отмечается в специальных ведомостях, которые регулярно сдаются зав. кафедрой иностранных языков. В случае плохой успеваемости по языкам, преподаватели рекомендуют плохо учащихся студентов к отчислению.
Следующий модуль называется «Философия религии». Пока в этот модуль входит у нас 2 спецкурса: «Философия религии в аналитической традиции» и «Феноменология и психология религии». По этим предметам читаются лекции, проводятся семинары, и мы сдаем рефераты к концу первого триместра.
Еще один модуль – «Богословие и наука», который распадается на спецкурсы: «Богословие и наука в древности» и «Философская теология». По этим предметам тоже идут лекции и семинары.
Особняком стоит предмет «Методология научного исследования». На лекциях по этому предмету нам во всех подробностях рассказывается, как правильно, в соответствии с современными научными требованиями пишется диссертация. Кроме этого для отчетности по этому предмету мы пишем аннотации, эссе и выполняем другие письменные задания почти к каждому уроку. Из этого курса я узнал много нового о написании выпускной квалификационной работы и диссертации.
Еще один особый предмет называется «Практика». Лекции по этому предмету посвящены тому, как наиболее продуктивно работать с компьютером при проведении богословских исследований, какие ресурсы в Интернете для нас самые важные, как защитить свои научные статьи от незаконного копирования. Преподается даже то, каким шрифтом лучше всего набирать статьи.
В магистратуре сейчас осуществляется подготовка по 2-м направлениям: «Христианские источники» и «Внешние церковные связи». Сейчас, в первом триместре, между этими двумя направлениями нет никакой разницы в предметах, но в других триместрах она должна появиться. Пока у нас идут общие философско-богословские дисциплины. Первая лекция в расписании стоит в 10.00, но на практике у всех по-разному, в зависимости от того, кто какую группу посещает по иностранному языку. У меня, например, 3 дня в неделю начинаются с 8.30, а последняя лекция заканчивается в 18.20. В течение учебного дня есть часовой перерыв на обед.
Важная сторона нашего учебного процесса – это культурное развитие. Нас на первом же организационном собрании проинформировали, что необходимо будет находить время на посещение культурных заведений Москвы (музеев, театров, концертов). Был назначен специальный студент, который составляет расписание культурной программы на месяц, а потом учащиеся выбирают себе по желанию что-нибудь из этого списка.
В отношении тем научных работ ситуация такова. Каждый студент должен здесь сам выбрать себе интересующую его область и сам найти себе научного руководителя. Затем он со своим научным руководителем формулирует окончательный вариант темы, пишет прошение на закрепление этой темы и потом начинает работу.
В Общецерковной аспирантуре сильный преподавательский состав. Учебный процесс осуществляют преподаватели из МГУ, ПСТГУ, РГГУ, ИМЛИ РАН и др. вузов. Достаточно часто проходят гостевые лекции с выдающимися научными и церковными деятелями.
Сергей Черкасов, выпускник ВДС, магистрант Общецерковной аспирантуры и докторантуры