В поисках смысла христианской жизни
Многие слышали (а кто-то и ездил) о Киеве — Печерской лавре, о Дивееве, Оптине пустыни, Вырице (святой Серафим Вырицкий), селе Ракитном (старец Серафим Тяпочкин), Ферапонтове и Сусанино (блаженная Любушка), о.Залита (старец Николай Гурьянов), Валааме и многих других, ну и конечно Иерусалиме! Жить мы должны по слову Господню: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк.10, 41-42).
Вот и мы, прихожане Христорождественского храма, следуя примеру Марии, в одно августовское воскресное утро, получив благословение отца Сергия Соловьева, совершили паломническую поездку в город Звенигород. Самое лучшее для души человека — посещение монастырей. Православный монастырь — самое красивое место на земле. Там трудятся день и ночь, но не ради прибыли. Монах трудится, чтобы смирить себя, чтобы хлеб даром не есть, чтобы быть для других полезным, наконец, чтобы иметь возможность нуждающемуся брату помочь. И сама природа платит монахам благодарностью. Вода в монастырских колодцах вкуснее, чем в колодцах соседних сел. Цветы в монастырях цветут краше и пахнут лучше, чем в любом саду. И яблоки монастырские вкуснее, чем у Мичурина, а хлеб душистее, чем на столе у царя Соломона.
Так вот, в 50 км от Москвы расположился древний Саввино — Сторожевский монастырь. Его основателем является ученик Сергия Радонежского — преподобный Савва. Мощной белой стеной окружен монастырь от окружающего мира. А мне, завороженной такой красотой, захотелось тихо сказать:
Прильни к древнейшим тем стенам,
Послушай их священный трепет.
Господь неужто слышит нас
И по-отечески нам внемлет?
И раз хоть в жизни нужно нам
Кельи монахов посетить
День очищенью от греха
И благочестью посвятить.
В главном храме, Соборе Рождества Богородицы, мы отстояли на поздней Литургии. Приложившись к мощам святого Саввы, отправились в Скит Преподобного. Посетили мы пещерку, вырытую неподалеку от монастыря самим Саввой. По преданию Савва очень часто удалялся в нее для молитвы. Автор жизнеописания святого так объясняет желание святого: «Опасаясь славы и счастия более, нежели в мире боятся унижения и бедствия, он уклонялся за версту от монастыря, к северу и там, в глубоком овраге, под сению густого леса, ископав себе пещеру, предавался молитве и изливал потоки слёзные, в покаянии, в умилении, в созерцании на земле жизни обителей небесных». Последние годы жизни преподобный Савва почти постоянно проводил в пещере и даже скончался в ней. Эта пещерка имеет вид грота или русской большой печи, и в ней можно свободно стоять и молиться. Наклонив голову, мы входим внутрь. В пещере так темно, что кроме огоньков свечей, мы ничего сразу не увидели. Но вот глаза стали потихоньку привыкать к темноте, и наш взгляд упал на мозаичную икону святого Саввы. В отблеске свечей, кажется, что преподобный Савва смотрит только на тебя. Захотелось задержаться на несколько минут, посидеть на камне и подумать о своей грешной и быстротечной жизни…
А какой прекрасный источник построен в Скиту! Ничего подобного мы нигде не встречали: весь пол и ступенечки выложены голубым кафелем, и вода от этого кажется чистой и голубой. После обжигающей все тело холодной воды, состояние непередаваемое! Хорошо бы приехать сюда зимой, чтобы в полной мере ощутить тишину этого намоленного места.
Поклонившись святой обители и попросив молитв святого Саввы Сторожевского, мы отправились в Воскресенский Ново — Иерусалимский монастырь, что находится в городе Истра. Мечтой любого верующего всегда было посетить Иерусалим — город, где находятся главные святыни христианства. Не будем углубляться в историю (про него может каждый прочитать в интернете), скажу только, что этот уникальный мужской монастырь, построенный при патриархе Никоне, есть попытка скопировать Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Несколько лет тому назад мы с воспитанниками воскресной школы уже были в Ново — Иерусалимском монастыре, но от увиденного сегодня, просто дух захватывает! У него и название такое потому, что там всё приближено к настоящему храму Гроба Господня в Иерусалиме. Главная святыня монастыря — храм Воскресения Христова. В нем имеются копии всех главных святынь, включая Голгофу, Кувуклию с Гробом Господня, Камень Помазания, Камень бичевания и др. Что интересно, не только святыни монастыря, но и сами окрестности были названы патриархом Никоном и закрепились в народе с палестинскими наименованиями. Так ручей, протекающий у монастыря, называется Кедронским потоком. Роща за Елизаветинскими воротами стала Гефсиманским садом, старый дуб на берегу ручья именуется Мамврийским. Находящийся под горой колодезь — Силоамской купелью, колодезь на северном склоне — кладезем Самарянки. (Помните, как Христос помазал брением глаза слепорожденного и велел ему умыться в купальне Силоам, после чего слепой обрел зрение. Кстати, этот источник неоднократно хотели уничтожить, засыпая его песком и землей, но он до сих пор живет и по вере исцеляет страждущих). Река Истра названа Иорданом. На берегу Иордана стоит крест и деревянный помост. Здесь регулярно совершаются водосвятные молебны, а в день Богоявления (Крещения) проходит великое освящение воды по образу освящения воды в иерусалимском Иордане. Поэтому в Крещение здесь особенно многолюдно. Некоторые утверждают, что примерно в половине второго ночи быстрое течение реки замирает на несколько минут. Правда это или нет — приезжайте и проверите сами. Мы, конечно, не упустили такой возможности и омылись в водах Иордана.
Много нового и интересного узнали мы от экскурсовода об этом замечательном месте и дали себе слово вновь вернуться сюда, когда закончатся все реставрационные работы.
Хочется поблагодарить Ефимова М. В., Ветрову О.И. ,которые второй год подряд для всех желающих организуют эти удивительные паломнические поездки по святым местам. Спаси Господи!