Праздник Богоявления и крещенские традиции на Руси
Сказочные русские Святки подошли к концу и вот уже перед нами праздник Крещения Господня или Богоявления. Православная церковь чтит этот день как один из 12 самых важных праздников своего календаря, ведь он напрямую связан с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа. Во всех храмах совершается Великое освящение воды, которая после этого именуется «крещенской». К ней христиане с древних времён имеют великое благоговение. Освящённая вода называется в Православной церкви великой агиасмой. Эту святыню пьют, употребляют для окропления храмов и домов, особенно назначают пить её тем, кто не может быть допущен до святого Причащения. Святой Иоанн Златоуст, патриарх Константинопольский, упоминает об особом свойстве крещенской воды, замеченным ещё в древней церкви, — не портиться с течением продолжительного времени и сохраняться совершенно свежей в продолжение целого года, и даже более.
В наше время особую популярность приобрёл обычай окунаться в прорубь на водоёмах, так называемые «выходы на Иордань». При этом молебен для освящения воды прямо у проруби может проводиться или же нет. В старину такое «моржевание» встречается редко и не везде одобрялось, однако никак не противоречит сложившейся традиции и соответствует примеру Иисуса Христа, окунавшегося трижды в воды реки Иордан, как о том повествует предание. Не стоит, однако, считать, что окунание в проруби крещенской ночью как-то очищает нас от грехов, потому что этому способствует только добросовестное участие в церковных таинствах.
В Греции и Болгарии существует обычай бросания креста в море.
По свидетельству старинной книги Домострой, существовала традиция омывать крещенской водой все находящиеся в доме иконы. А накануне Богоявления наши предки рано, до рассвета, ходили по тюрьмам и домам бедняков с щедрой милостыней. В этот день всякий православный считал долгом подать что-либо из еды нищим, дабы они имели чем разговеться на следующий день.
Случается, по окончании водоосвящения, что многие стараются прежде других зачерпнуть крещенской воды, предполагая, что вода, зачерпнутая раньше, обладает более целебными свойствами, или же, опасаясь, что заготовленной воды не достанется для всех. Это абсолютно напрасно – крещенская вода равноценно благодатна и её всегда хватает.
Cтанислав Михайлов.
Праздничное богослужение и молебен в Христорождественском храме г. Юрьев-Польского
Награждение победителей Олимпиады по Основам православной культуры среди учащихся воскресной школы