Когда я был алтарником, я поймал себя на том, что во время Пасхи, Пасхального торжества, у меня нет того радостного чувства Пасхи, Воскресения, которое бывало прежде. Это было очень новое для меня ощущение, тревожное, я воспринял его как некий симптом. Симптом того, что во мне что-то не так. Симптом того, что я плохо приготовился к Пасхальному торжеству, что я плохо постился, может быть, плохо провел Великий Пост, может быть, нарушил, может быть, совершил что-то и не покаялся в этом. Иными словами, я предполагал, что дело все в том, что сам Великий Пост не так провел, поэтому пасхальное торжество не вызывает у меня светлого пасхального чувства. И сама Пасха, само Воскресение Христово не отозвалось в моей душе той радостью, которая могла бы быть.
А ведь сам Великий Пост – ради Пасхи, ради самого праздника Воскресения Христова, он не сам по себе важен. Апостол Павел говорил, что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна. То есть наша вера бесполезна, если мы не веруем в Воскресение Христово. Это заставляет задуматься о главном, о самом существенном, что есть в христианстве, а именно — о вере в Воскресение Христа Спасителя.
Это важно вот почему. То, что мы все смертны, мы все знаем. Где-то с возраста 6-7 лет или около 8-10 лет мы узнаем, что и нас самих когда-то постигнет смерть. Мы знаем, что все на земле меняется, и что все кончится. И для нас лично тоже все кончится. Но душа наша с этим ужиться не может, поэтому самое страшное переживание, которое есть для любого человека на свете, это смерть. Смерть – это то, что обесценивает всю нашу жизнь. Смерть – это то, что обесценивает всю нашу радость, обесценивает молодость, обесценивает любовь, обесценивает семейное счастье, достижения, карьеру, творчество. Потому что, если меня не будет, то какой в этом смысл? Если все умрут, то для кого мои труды? И так далее. Иными словами, смерть есть самое главное препятствие жизни и человеческому счастью. У человека есть страх смерти, непрерывный, практически постоянный. Страх смерти – это как фон нашей жизни. С того момента, как ребенок осознает, что он смертен, страх смерти становится постоянным, иногда сознательным, иногда бессознательным, фоном его жизни. Этот страх смерти съедает любую радость, съедает удовлетворение жизнью, радость любви, радость родительства, радость творческого успеха и радость молитвы.
И вот приходит Христос и говорит: «Не будет смерти. Я победил смерть». Это и есть главное счастье для христианина – счастье, что смерти больше нет. Вот это счастье приходит к нам на Пасху. Это счастье нашего личного бессмертия каждого из нас. Мы во Христе теперь бессмертны, нам больше нечего бояться, мы можем быть счастливы. Предполагается, что Пасхальная радость для нас – это радование без конца, это звон колоколов, это «Христос Воскресе», это любовь, это «всеобнимающая», любовь, как и поется в пасхальных стихирах.
Жизнь – не зебра
Но что происходит с человеком, когда у него нет такой радости? И не только пасхальной, но и ежедневной. Тогда возникает вопрос к душе: что в тебе творится, что ты не может радоваться? Некоторые говорят, и говорят справедливо, что радость у нас отнимает грех. Это правда. Между воскресшим Христом и нами стоит грех, грех нераскаянный, грех не узнанный, непонятый. Но ведь есть Исповедь?
Часто говорят верующие люди: «Я и раскаиваюсь, и хожу на исповедь, я причащаюсь, каждое воскресенье причащаюсь Великим Постом, а радости нет. И все, вроде бы, правильно: и на соборовании была, и всю свою жизнь передумала, и на генеральной исповеди была, а радости нет». Тогда мы должны предположить другое. Что дело здесь не только в грехе, в нераскаянном грехе или в забытом грехе – нет, дело еще в чем-то. Грех уже здесь не стоит преградой. Преградой стоит нечто другое. Возможно сомнение в главном – в победе над смертью!
Некоторые говорят: «Это может быть неверие в воскресение Христово» – и это верно. Возвращаемся к словам апостола Павла: «Если Христос не воскрес, то тщетна наша вера». Может быть, и действительно вера тщетна. Может быть, действительно сомнение в том, что Христос не воскрес, отнимает у нас и пасхальную радость. Очень часто, когда говорят верующие христиане: «Я верую в воскресение Христово, но радости у меня нет».
Там, где-то в глубинах душа что-то происходит. Там затмение. Затмевается не просто сама пасхальная радость, затмевается, вообще, сама жизнь. Затмевается ее сущностный смысл, смысл вот этой радости от того, что я живу. От того, что солнце взошло сегодня, от того, что сегодня ясное голубое небо, от того, что я встречаю человека, который улыбается мне, и я улыбаюсь ему, потому что я люблю его, а он любит меня, потому что я встречаюсь с образом и подобием Божиим.
Способность радоваться лежит в глубине нашей души. А лучше сказать так, что сама природа нашей души, духовная ткань, духовная природа, сама по себе и есть радость, сама по себе блаженство. Потому что это свойство того бытия, которое передал нам Бог. Он сказал: «По образу Моему и по подобию Моему будете вы». А Он есть Дух, Он есть Любовь, Он есть Всеблаженство. Отблеск этого всеблаженства в природе нашей души. Иными словами, душа наша по природе христианка, как говорил Тертуллиан. Важно сказать, что душа наша по природе еще и радость, и любовь.
Почему тогда мы не радуемся, если наша душа – это сам поток любви, это энергия радости? Потому что затмили мы свою душу, и не только грехом. Мы затмили ее страхами, затмили ее твердой броней защиты. Ведь иногда человек не радуется только потому, что думает: после придется горевать. Разве не слышали вы, что иногда говорят: «Жизнь, что зебра – то белая полоса, то черная»? Нет ничего более богохульного. Жизнь не зебра. Если это жизнь с Богом, то это жизнь света, радости и любви, несмотря на страдания и трагедии, которые не отнимаются. Потому что радость – это не беззаботность, радость не без горя, счастье не без страданий. Но они, радость и счастье, побеждают страдания. Побеждают, потому что они сильнее, потому что Господь сильнее дьявола, потому что свет сильнее тьмы.
Наша пасхальная радость – это глубокая убежденность не только в том, что Христос воскрес, но и в том, что радость сильнее печали.
Пост: настроиться на радость
Я думаю, что сам по себе Великий Пост создает ощущения ожидания, создает ощущение праздника. Он вводит в контекст евангельских событий, в церковную философию, в церковное понимание того, что происходит с душой человека, и что происходило со Христом 2000 лет назад. Но я думаю, что есть здесь что-то еще. Ведь наше чувство радости неразрывно связано с тем внутренним ощущением жизни, которую мы проживаем, которую нам дал Господь. Это ощущение жизни – оно как фон всего нашего бытия. Это не только во время Великого Поста, это не только относится к Пасхе, это относится ко всему нашему существу.
Очень часто ко мне обращаются люди, которые не хотят жить. И тогда говорить им о пасхальной радости просто невозможно, потому что для них жизнь, — как тягость, как ежедневное страдание. И не подумайте, речь не о людях, которые физически страдают от боли, не об инвалидах, на о тех, кто переживает горе, трагедию. Совсем нет. Как правило, это люди, которые потеряли смысл жизни.
Мне кажется, что Великий пост может вернуть человека в поле поиска смысла и предоставляет для этого очень важный материал. И этот материал закреплен в текстах, великопостных текстах не только Великого Покаянного канона, в текстах Триоди, в текстах Минеи и Октоиха, то есть в тех богослужебных книгах, которые ежедневно читаются в церкви.
В этих текстах есть размышления о героях Ветхого Завета, о героях Нового Завета, о людях, которые искали встречи с Богом, которые жили, страдали, радовались, грешили и каялись. Иными словами, в этих текстах содержатся, если позволено будет так сказать, модели всех наших состояний, модели всех наших поступков.
Радоваться жизни – это для взрослого человека особый навык, которому можно научиться. Это и традиции, и культура, и ткань жизни. Это, конечно, еще и внутренний навык, внутренняя добродетель – жить с радостью, ощущать саму жизнь, как радость, как подарок, как величайший дар. Это – благодарность Богу! Ощущать свою душу как дар, который никогда не будет отнят, дар бесценный. Это внутренний настрой – это и вера.
Настрой души – это структура личности. Наоборот, страх и боязнь всего – это некая пелена, которая выстраивается между человеком и миром. Особое восприятие мира, недоверие к нему…
Поэтому радости можно учиться. Радость – это достижение, я бы сказал, это заповедь. Не зря же апостол Павел говорил: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18).
Праздник благодарности
Радость неутолимая
Пасха навсегда
Приблизительная справедливость
Скорбь преходящая.
Священник Андрей Лоргус