Поездка на богомолье в Лыково под Покров Богородицы
Русский народ всегда особым образом почитал Матерь Божию. Нет на Руси крупного поселения, где бы ни стоял храм в Её честь. В Москве на Красной площади стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы, именуемый в народе храмом Василия Блаженного. Князь Андрей Боголюбский, который учредил это празднование на Руси поставил на реке Нерли храм Покрова Пресвятой Богородицы. Легкий, одноглавый, похожий издали на воина в серебряном шлеме и белокаменной рубахе, стоит этот храм и по сей день. В Покровском храме города Юрьев – Польского мы были, в храме Покрова на Нерли тоже, а вот в селе с исконно русским названием Лыково – не все.
11 октября протоиерей Сергий Соловьев благословил нас на эту поездку. Дорога заняла немного времени. Ребята не успели оглянуться, как на пригорке засверкали купола белоснежного храма.
Мы пришли с тобой и замерли
И забыли все слова
Перед белым чудом каменным
Перед храмом Покрова.
Что ни камень, то из света свит,
Из любви и из молитв…
Прямо с порога на нас пахнуло древней святостью и вечностью, которая как бы задержалась на время в этом храме по воле Самой Богородицы. Церковь поразила нас своими размерами и величием. Тихо прошли мы в летний храм, где проходила служба, и осторожно встали слева. Да, храм большой, но голос священника отчетливо слышал каждый из присутствующих. Вслушиваясь в песнопения, мы как будто оказались во Влахернской церкви на всенощной службе более тысячи лет тому назад и вместе с блаженным Андреем и его учеником Епифанием увидели «на воздусе» Саму Пресвятую Богородицу.
По осенним седым облакам вошла Богородица в храм.
На колени Она опустилась, перед образом Сына молилась.
И над всеми, кто верить готов, распростерла святой Свой Покров.
Он из света небесного свит, невесом и прозрачен на вид,
Он от бед и скорбей защитит.
После Литургии отец Дионисий вышел на амвон и поблагодарил прихожан за помощь в ремонте крыши, которую сорвал ветер в прошлую субботу. В своём обращении он призвал и дальше не быть безучастными к жизни церкви, потому что у Бога ничего не остается незамеченным. Я смотрела на прихожан, этих милых, таких простых и щедрых душой людей, и думала, что так и должны жить люди во все времена. Приходя в храм на общее дело, молясь о больных, путешествующих, о скорбящих, страждущих, о властях и воинстве, мы можем смело рассчитывать на то, что другие вспомнят о нас в своих молитвах, и мы будем помилованы чужой любовью. Как наши молитвы поодиночке являются слабым шепотом, а собранные вместе превращаются в чудную и полнозвучную Херувимскую, так и наши копейки, брошенные в кружку, сами по себе малы и скудны, но собранные вместе, могут быть достаточны для многих добрых дел. Священник в отдельности или прихожанин в отдельности от других может помочь ближнему ограниченно. Силы и возможности умножаются на сто, когда люди собираются вместе ради общего доброго дела. «Кому помочь?», « О ком помолиться?» — должны быть постоянными вопросами, звучащими в храме среди прихожан. Единый Чудотворец и сегодня может в нас, людях, сказать, то есть проявить силу Свою, если только многие капли сольются в ручьи, и многие ручьи стекутся в реки молитвенных просьб.
Настоятель, о. Дионисий рассказал историю храма, сведения о людях с широкой и щедрой душой, спасших Божий дом от поруганий и закрытия. Узнали мы, что никогда лыковские крестьяне не были крепостными. Они всегда были вольными. Жили богато, потому что на первом месте у них всегда был Бог! Они отдавали Ему все самое ценное и лучшее, а за это Господь помогал жителям в их земной жизни. Доступно и просто поведал батюшка о великолепных настенных изображениях, 25 – метровом иконостасе, чудотворных иконах, привезенных в село Лыково с далекого Афона, о мироточивой (в 2007г.) иконе Божией Матери. С любовью рассказал батюшка о старосте Т. Е. Овчинниковой, благодаря которой был спасен храм от закрытия. Эта хрупкая на вид женщина съездила в Москву к М. И. Калинину и получила от него «охранную грамоту» на храм. Постояли мы и у амвона, с которого великий исповедник Афанасий Ковровский произнес пламенную речь, после чего приложились к иконе со святыми мощами исповедника Георгия Седова.
Познакомил нас отец Дионисий и с местным музеем, на создание которого было положено столько сил и времени! Но о чем бы ни говорил священник, во всем чувствовалась его заинтересованность и любовь! Храм, построенный полностью на средства лыковских крестьян, о чем говорят сохранившиеся надписи на древних иконах, до сих пор радует своей красотой жителей села и паломников.
Невозможно рассказать о всем, что мы увидели и услышали от удивительно человека – настоятеля сельского храма, священника Дионисия Комчихина. Лучше съездить и самим окунуться в теплую атмосферу любви и милосердия. После чудесной экскурсии по храму, батюшка пригласил всех в трапезную, откушать чем Бог послал! Две милые женщины угостили нас горячим чаем с ароматными булочками с маком, пряниками, печеньем и конфетами. Вместе со всеми сел и батюшка. Ни одну чашку выпили мы, а батюшка все говорил и говорил… О чем? О жизни, любви, сострадании. Поделился даже и тем, что у них в семье живет слепой грач, за которым его дети ухаживают…Со стороны могло показаться, что идет разговор ни о чем. Но за каждым словом отца Дионисия чувствовалась большая школа жизни и воспитания детей. Согласитесь, можно много говорить красивых и умных слов, но верят- то дети делам, поступкам взрослых.
Уходили с легкой грустью, только холод подгонял нас поскорее занять места в автобусе. Навстречу нам спешила (если можно так назвать) старушка с двумя костылями и рюкзачком на спине. Я не удержалась и спросила: « Куда вы так спешите?» А она мне в ответ: «К батюшке, денежки надо отдать на крышу!» Вот она простота, вот она святость! И до того становится стыдно и обидно, что люди, строящие на свои средства такие великолепные храмы, сами живут в скромных деревянных домиках. Они никому не завидуют и никого не боятся, потому что надеются только на Бога, а не на человека. Вот вам и отгадка: почему Христос родился не в царских палатах, а в пещере. Он является только тем, у кого чистое и милующее сердце.
Преподаватель воскресной школы Худякова М.