РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРОВСКОГО И ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОГО ЕВСТАФИЯ
ДУХОВЕНСТВУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,
НАХОДЯЩИМСЯ НА ТЕРРИТОРИИ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ ЕПАРХИИ
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья и сестры!
Сегодня мы с вами вновь духовно переживаем радость прихода в мир Христа Спасителя. Вновь очами нашей веры зрим Сына Божия, лежащего в яслях Вифлеемской пещеры, и слышим в своих сердцах гласы ангелов, воспевающих хвалу нашему Творцу и Искупителю: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Внимая ангельским словам, мы осознаем, что Рождество Христово удивительным образом прибывает вне времени и имеет прямое отношение к судьбе каждого человека вне зависимости от места и времени его земной жизни.
Даже тот, кто делает первые шаги к Богу и только начинает соразмерять свою жизнь с Евангелием, уже начинает ощущать в жизни присутствие Божие. Тем более человек, просвещенный Истиной – нашей Православной верою, становится не только зрителем, но и участником Евангельских событий, связанных с Рождеством Христовым. Особенно ярко это проявляется в богослужении Православной Церкви в эту чудесную Рождественскую ночь, когда мы, собравшись в святых храмах, «единым сердцем и едиными усты» прославляем Родившегося Богомладенца Христа и таинственно ощущаем себя пришедшими поклонится Предвечному Богу Вифлеемскими пастухами.
Как залог Своего Божественного присутствия «до скончания века» (Мф. 28, 20) Господь оставил на земле Свою Церковь, которая не только указывает человеку на смысл жизни, но и дает необходимые силы. Человечество спасается воплощением Сына Божия через посредство соединения с Ним, через живую веру, Святые Таинства, общую молитву, все, что и ныне в совершенной полноте и неизменности пребывает в Православной Церкви.
В действиях Бога по отношению к человеку и миру нет ничего случайного и незначительного. И рождение Иисуса Христа в нищете и смирении имеет глубочайший смысл и значение. Спаситель мира рождается не в царских чертогах, как подобает властителю, а в убогой пещере, в небольшом городке Вифлееме.
Таким образом, в начале спасительной миссии Богочеловека, было положено смирение. Оно стало фундаментом христианства и основой жизни каждого христианина: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Гордое и строптивое сердце, пусть и обремененное многими познаниями, никогда не сможет принять Бога. Если мы, преследуя какую-либо временную выгоду или желая досадить, обидеть, отомстить, идем на компромисс со своей совестью, нас посещают печаль и уныние. Эти страсти поглощают наши силы, искажают представление о мире и человеке, приводят в самое плачевное состояние, когда уже ничто не может дать нам успокоения. Человек «наученный» христианству, но пребывающий в гордом сознании своей значимости и превосходства не в состоянии идти путем Христа, напротив, все его действия уводят все дальше и дальше от спасения.
Современный мир, обоготворяющий материальные ценности, погрязший в гордыне и своеволии, не торопится услышать призыв Христа. И две тысячи лет назад не все радостно встретили рождение Господа. Прославляя Творца ликовал ангельский мир. Радовались простые пастухи, сердцем и душой проникая в глубину созерцаемой тайны. С достойными дарами спешили на встречу с Господом восточные мудрецы-волхвы, руководимые чудесной звездою. Но были и те, кто мучился от злобы и зависти, боясь потерять власть и богатство: царь Ирод, замышлявший убить Богомладенца Христа, как претендента на свое царство, и все те, кто не хотел видеть в Младенце, Рожденном тихой и скромной Девой, Царя царей.
Пастухи и волхвы пришли к Родившемуся Христу со смиренным и добрым сердцем для того, чтобы принести Господу свои дары. А что мы принесем Господу, чего Он ждет от нас? «Сыне, даждь Мне твое сердце» (Притч. 23, 26) — говорит Божественное откровение, призывая нас дать Господу место в своей душе и уподобиться Ему. Наша способность «носить тяготы друг друга» (Гал. 6, 2), сочувствовать и соучаствовать в радости и горе другого человека – все это дары, угодные Богу. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40) — говорит Господь.
Временем предуготовления к встрече со Христом для православных христиан является, Рождественский пост – время особого молитвенного подвига, воздержания и добрых дел. Чем более человек потрудится на ниве своей души, стараясь молитвой, покаянием, изменением жизни очиститься от грехов и страстей, тем полнее он сможет воспринять благодать Божию, дающую возможность жить полноценной и счастливой жизнью в нынешнем веке и удостоится блаженной вечности.
Оставив позади еще один «венец лета», важно оглянуться, задуматься: возможно то, что кажется нам сегодня главным – социальный статус, деньги, удовольствия — неожиданно станет неважным перед лицом Бога, грядущего в мир, и мы поймем, что действительно важно для нас лишь то, что мы заберем в вечность.
Новый 2015 год ознаменован 1000-летием памяти святого равноапостольного великого князя Владимира — Крестителя Руси. Принятие Православной веры стало поистине началом новой жизни нашего народа. Свет Божественной Истины, некогда воссиявший нашим предкам, и сегодня просвещает наше Отечество, наставляя нас на путь спасения.
Замечательно если к планируемым юбилейным торжествам каждый из нас приложит и свой труд, прославит память великого князя своей подлинно христианской жизнью, наполненной добрыми делами, исполнением заповедей Божиих и, конечно же, любовью к ближним. Жизнь с Богом — самая полноценная и полнокровная. Это хорошо понимали наши благочестивые предки, по жизни которых Русь называлась Святой. Вот и сегодня мы наглядно в этом убеждаемся, если воспринимаем действительность не по СМИ, но сверяем ее с непреходящими (хотя сегодня хорошо забытыми) духовно-нравственными ценностями. Простота, искренность и доверие Богу всегда вознаграждаются особой благодатью, которая умиротворяет мятущуюся душу человека, просвещает его ум и позволяет более объективно воспринимать происходящее в нем и вокруг него.
Желаю, чтобы наши сердца зажглись непреходящей радостью о пришествии в мир нашего Спасителя — Господа Иисуса Христа, чтобы среди всех сложностей жизни мы всегда помнили, что родившийся ныне Господь наш и Бог «есть Любовь» (1 Ин. 4, 8). Поздравляю вас с Рождеством Христовым и Новолетием! Мир вам и Божие благословение!
Евстафий, архиепископ Александровский и Юрьев-Польский
Рождество Христово 2014/2015 года, г. Александров
Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА