За души детей мы в ответе перед Богом!
Великий пост – это великая сила! В связи с этим у взрослых возникает множество вопросов: что такое пост, как нужно поститься, следует ли поститься детям? Конечно же, говорить о духовном более пресуще священнослужителям… Но думаю, что каждому начинать надо с малого, то есть с телесного, так как духовное – это довольно трудно. Если мы научимся воздерживать себя в самом простом, хотя бы в пище – это уже будет первым шагом. Пусть он будет совсем маленьким, но все-таки это первый шаг в сторону воздержания. Например, мы можем отказаться от осуждения: позовут тебя: «Галя, иди сюда! Вот ты слышала…» — и пошло… А взять да и отказаться: «Ты знаешь, прости, голубушка, я очень спешу» — лишь бы в этом не участвовать. Или другой пример: придешь домой, а зять пьяный. Но ведь можно промолчать, не заводить себя и дочь – не быть причиной раздора. Хоть что-нибудь сделать ради Господа. А как часто мы грешим разными пересудами. Вот одна другой сказала, а та передала, а она про тебя сказала…». И что хорошего получилось? Зато домой приходим – мяса есть не будем и молока ни-ни. Насчет этого есть даже поговорка: ты лучше мясо ешь, а людей не ешь. А теперь, давайте перейдем к самому важному – нужно ли поститься детям? Об этом как никто лучше расскажет протоиерей Димитрий Смирнов. Слушайте, дорогие родители, думайте и рассуждайте (на то мы и людьми зовемся). «Душа наша приобретает пользу не от пищи, а от воздержания. Вот я открою холодильник, а у меня там недоеденный кусок колбаски, и так хочется ее съесть, но нельзя, пост. Поэтому я делаю над собой усилие и закрываю холодильник. А потом это усилие распространяется и на другое. Вот мне лень молиться, а у меня уже воля – то натренирована – и я все-таки встаю на молитву. Я хочу, как обычно, пробежать глазами побыстрее, ничего, не понимая, — но делаю над собой усилие и стараюсь свой ум сосредоточить на тех словах, которые читаю. То есть опять совершаю волевой акт.
Родители часто говорят: ну, он маленький, зачем ему поститься. Наоборот, идет ребеночек по улице, жарко, хочется мороженого – а Петровский пост, нельзя мороженое есть, потому что оно на молоке. Пусть этого молока там чайная ложка, но не в нем дело, а дело в том, что он хочет и себе этого не позволяет. Вот что важно. В другой раз, когда ему предложат рюмку, он, может, и захочет выпить, но скажет: нет. Потому что у него воля направлена на добро. Ребятки в подъезде предлагают: на, закури. А он же знает, что это грех, — и напряжет волю, откажется. Потом скажут: давай ларек ограбим. А он скажет: нет, потому что это преступление. И так от тюрьмы спасется. А кто его спас от тюрьмы? Мама с папой, которые говорили, что в среду и пятницу нельзя мороженое есть. Почему сегодня некоторые молодые люди такие расслабленные, ни на что не способные? Зачастую муж не может семью свою сохранить, так как никто не способен свою волю никак управить; каждый что хочет, то и делает. Вот живет человек, у него жена, дети, он их любит. Но вдруг какая-то юбка прошла – и он не может с собой совладать. Маленький какой-то помысл – и он уже не в состоянии и ему противиться. Потому что с детства он получал все, что хотел: «Бабушка, дай! Мама, дай!» Ему сразу: «На, на, на!» И что в результате?
Поэтому сейчас хоть и не сталинские времена, а тюрьмы переполнены здоровыми физически мужиками, которые не могут совладать с собой, не могут от рюмки отказаться, не могут противопоставить себя компании друзей. Потому что сидят в основном не какие-то закоренелые преступники, а так, как говориться, севшие по глупости. Вот ребята пошли – и я с ними. Мне дали – и я дал сдачи, вышла драка, и три года получил. Нет, чтобы потерпеть, постараться уладить – он мне сказал, что же я буду молчать? Не можешь молчать – ну и сиди тогда в тюрьме, если не можешь потерпеть самую малость».
А от себя добавлю: если трудно будет, позови Спасителя, и Он обязательно придет на помощь. Он этого и ждет… Марина Худякова.