О Б Р А Щ Е Н И Е

митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия

к православной молодёжи 14.02.2014 г.

Нельзя обойти нам такой прекрасный и неповторимый возраст как юношеский, знакомый и понятный всем. Не с детских и отроческих лет мы измеряем с вами человека как зрелого человека, а как раз с юношеских. Его первые шаги не безопасны и не безответны перед старшими его и перед самим собою. Пока он был под присмотром родителей и учителей, ошибки его не были заметны. А как вошел в полное сознание и встал на дорогу жизни, недостатки стали всем видны. Не опытность в жизни мгновенно сказывается в поведении юноши. Человек при его самостоятельности всегда должен знать и чувствовать над собою верх и силу руководства и попечителей своих, вышнее Око. В этом отношении и смысле Закон Божий, Бога создавшего нас есть подлинное чудо — Закон на все времена и для всех возрастов- юных и пожилых, в чём и всё его вечное превосходство, как сущий свет и сила жизни, касаясь основ их, свойственных каждому. По притче Евангелия о блудном сыне видно, что юный у Отца отвернулся, покинув дом отчий, и обрёл только полное обнищание, живя «в стране далече». Но прекрасно, что заблудившийся и пропавший, казалось, юноша сумел прийти в себя, встать в покаянии о себе, и снова оказаться в обьятиях отчих. В слове Божием, в Писании нашем мы найдем много наставлений и вразумлений для юных, на которых издревле обращали внимание. Так Святой Экклезиаст говорит «Помни Создателя твоего в дни юности. Праведный Иов многострадальный заключил о себе, что Бог вменяет ему грехи его юности» (Иов 13,26).

Апостол Павел, блестящий благовестник Святого Евангелия, обращаясь к своему юному ученику, говорит: «Юношеских похотей убегай, держись правды, веры, любви и мира». (2Тим. 2:22).

Опытный и коварный во зле диавол больше всего нападает как раз на юных, расставляя лукавые сети. Как не велико зло в мире, но перед силой и светом добра, оно совсем ничто,- один крик, звук и шум, чем только и пугает всех. Молодой человек всегда внешне красив. Но подлинная красота его в другом,- в душе, если она дышит верой в Бога, полна любви к людям, когда он тих и кроток. Эти качества уже прямо не земные. С Богом такому всюду будет успешно и благополучно. Таким Бог дорожит и хранит его как «зеницу ока». Известно из истории, что юный Василий Великий и Григорий Богослов, как друзья знали две дороги в свои молодые годы — школа и храм. Они духовно выросли большими гигантами в служении.

Юноша, скажем- это уже не дитя, а совершенно взрослый и сознательный. «Будьте как дети»,- сказано в Писании, т.е. в чистом нраве души, но «не будьте дети умом». Человек, как живое разумное древо призван приносить добрые плоды, угодные Богу и полезные ближним. Цветок, удивительно благоухает всё время лета и не истощается. Нечто подобное и человек воспринимается по его теплоте чувств и горячей веры. Из Почаевского Патерика мы узнаем как чтение молитвы «Отче наш» вразумило одного юношу. Его мать открыла однажды свою скорбь преподобному Макарию Овручскому о своем молодом сыне, как очень рассеянном, странном поведении. Духовный отец встретился с молодым человеком, побеседовал с ним и посоветовал читать молитву «Отче наш». При этом он заметил ему «читай её одну только и она всему тебя научит и всё даст. Остаться без молитвы,- заключил старец, это то же, что осудить свою жизнь на вечную смерть». Послушал юноша этому совету и что же вышло? Прочтя раз эту молитву со вниманием, ему захотелось прочесть и в другой и третий раз. Полюбилась ему эта божественная молитва. Он уже не расставался с ней и вместе с тем стал совсем другим, собранным и был утехой матери до гроба. Но этот духовный труд не всем понятен, хотя и широко известен в мире. Он совсем не засекречен! В наших храмах учат, что духовное, как вечное должно быть первым из первых, главным в жизни, а всё остальное- после него, как произведение и следствие дела. Бог дал человеку свободу, выбор и Он считается с этим. Но ей нельзя злоупотреблять. На что и дан нам разум, чтобы различать доброе от злого. И здесь человек непредсказуем. Очень трудно найти сегодня добрые примеры жизни. Они несомненно есть, но преступления, безнравственность порой превышают все меры и все они идут от неверия, от праздности, как матери всех пороков. Нам предписан всем физический труд. Есть свой хлеб, хлеб от собственных рук своих, трудится, сказано, в поте лица, как в целях смирения в память о нашем тяжком грехопадении. Сейчас заповеданный в научение и вразумление труд перелицован и обратился в спорт, игру и удовольствие. Развивая только физическое тело, упускается самое ценное духовная жизнь — не знать храм, не верить, не молиться Богу, не соблюдать Пост. Нет гармонии и полноты бытия, в чём вся беда, если не трагедия.

Если реально потрясти время, где молодые и возрастные, оно повеет больше печалью, чем радостью. В семье нет должного воспитания, где и родители не на высоте нравов. Школа не дает того, чтобы выпускники ее горели светлым и чистым нравом. Знания знанием, а познание Истины и духовность в поведении, совсем иное дело. Общество наше метается в планах жизни и не показывает их исполнение. «Какая яблоня, такие и яблочки»,- говорит народная пословица.

В заключении скажем, что юный возраст, это возраст серьёзных вопросов и без них немыслима жизнь. Так юноша по Евангелию однажды вопросил Учителя Христа: «Что мне сделать, чтобы наследовать вечную жизнь?» Вот это вопрос по существу. К чести скажем этого юноши, задавший такой высокий вопрос. На сегодня мы не услышим с вами и не встретим такого юношу с вопросом о нашей судьбе. Если у человека нет вопросов, тогда вся его жизнь под вопросом. Примечательно, что с юношей, его светлой ещё душой, ассоциируется образ Ангела, стоявшего у гроба Христова, сказано, в виде юноши, изъясняя нам во утешение, что человек по сути вечно юн, по душе, по его доброй деятельности, какие бы года его не застали.

Пусть с вами, дорогие наши юноши и девушки, всегда будет свет высшего бытия, что проливает нам вера, православие, как всемирная религия, пусть счастливит вас христианская любовь ко всем без исключения, пусть наконец наполняет Вас Страх Божий, как мерило совести, что станет подлинным украшением Вас, Ваших душ, отрадою в семье, в народе, в чем да благословит Вас Господь в Сретение к нам пришедший с небес, озарит Ваши добрые начинания во славу Церкви Христовой и благополучия Отечества нашего.

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *