В рамках Х Всероссийской выставки «Пасхальный праздник» 25 мая состоялось подведение итогов конкурса приходских СМИ Санкт-Петербургской митрополии. Рассказывает иерей Алексий Волчков, директор по развитию журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник», сотрудник информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской митрополии, клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге в память 300-летия Дома Романовых.
— Отец Алексий, что такое хорошее приходское издание? Каким оно должно быть в идеале? В чем залог успеха? И какие критерии успеха? Например, 30 фото настоятеля — это хорошее издание?
В вашем вопросе уже присутствует ответ: хорошим приходским изданием является то, которое является в полной мере «приходским». Это свойство проявляет себя двояко: СМИ (газета, бюллетень, сайт, аккаунт в социальной сети) является успешным, когда оно, во-первых, рассказывает о жизни прихода и, во-вторых, творится самим приходом.
Разумеется, приход, где общинная жизнь находится еще в стадии становления, едва ли способен к созданию полноценного и качественного приходского СМИ. Если вся общинная жизнь сводится к личности настоятеля (речам, делам, благолепию его облачений и солидности внешнего вида), то и СМИ не может быть ничем иным, как жизнеописанием этого вне всякого сомнения замечательного человека. К слову сказать, подобный крен в сторону зацикленности на личности настоятеля (в лучшем случае — группы лиц, клира) является наиболее распространенной ошибкой приходских СМИ.
Но даже если в конкретном приходском издании дело обстоит подобным образом, вовсе не стоит бросать уже начатое дело, закрывать сайт, переставать издавать газету. Возможно, информационное служение (а это именно служение!) окажется тем зерном, из которого впоследствии родятся новые служения, общинная жизнь станет богаче и насыщеннее. Газета, редакция может быть генератором идей, энтузиазма, хорошим примером для всей общины.
Какой рецепт успешного приходского СМИ? На мой взгляд, слагаемые успеха довольно очевидны. Это добрая воля настоятеля, его поддержка инициативы (молитвенная, моральная и материальная), наличие команды и профессионализм оной. При всем при этом не могу не упомянуть еще один важный фактор — Божье благословение начинания.
В качестве иллюстрации могу поделиться своим опытом. В своем храме я занимался изданием приходского СМИ. К сожалению, изначально я допустил ряд просчетов, которые не позволили оказаться моему начинанию долговечным. Начав заниматься приходским бюллетенем, я взвалил все на себя, не позаботился о создании команды, группы единомышленников. Моя инициатива не оказалась «приходской», она оставалась моим личным начинанием, приход в виде команды служителей не участвовал в её издании, поэтому проект оказался неудачным. Он закрылся после нескольких месяцев существования.
— А обсуждать внутриприходские проблемы в таком издании можно? Должно ли оно быть миссионерским? и что такое миссионерское приходское издание?
Занимаясь вопросами приходских печатных изданий, анализируя существующие в нашей епархии образцы, обращаясь к опыту общин иных конфессий, я убедился в том, что в действительности понятие «приходское печатное издание» включает в себя несколько поджанров. Если объем невелик (2-4 полосы) и освещаются исключительно внутриприходские вопросы, то следует говорить о «приходском бюллетене (или бюллетене)». Как правило, на ограниченном пространстве приходского бюллетеня (листа) умещаются такие важные для прихода виды материала как расписание богослужений, анонсы и новости приходской жизни, важные объявление, список именинников.
К слову сказать, мне очень симпатичен этот жанр приходской прессы. Я бы посоветовал всем общинам, желающим выпускать объемные приходские печатные издания, газеты или альманахи, начать именно с таких листков. Миссионерское (и вообще просветительское) содержание этих изданий будет незначительным по причине ограниченности пространства. Но это не вина приходских бюллетеней — перед ними стоит не менее важная задача: созидание общины, информирование прихожан об общих бедах и радостях.
Там, где приходы выпускают газеты (8 и более полос, много материала, обилие рубрик), можно выйти за рамки простого информирования о фактуре приходской жизни. В подобных изданиях миссионерский элемент вполне уместен.
Наконец, в ходе нашего конкурса обнаружилось, что ряд приходов издают материалы, целиком посвященные вовсе не приходской жизни. В этих изданиях разбираются важные вопросы христианской жизни, рассказывается о богослужении Церкви, двунадесятых праздниках и проч. Миссионерски-просветительский момент в этих изданиях выражен в наибольшей степени. Эти листки можно выкладывать в людных местах, на вокзалах, в поликлиниках — такие издания могут быть хорошим миссионерским инструментом.
— Для чего вы проводили конкурс? Какие выводы сделали?
Один из лидеров советского государства на одном из выступлений сказал очень важную фразу, которая применима в полной степени и к современным реалиям, и в особенности, к церковной жизни. Этот человек сказал: «Мы не знаем общества, в котором живем».
Информационно-издательский отдел Санкт-Петербургской митрополии, редакция журнала «Вода живая» несут свое церковное служение в уникальной епархии Русской Православной Церкви. Санкт-Петербург и область исключительно богаты талантливыми, образованными и творческими людьми. Однако очень часто ни мы ничего не знаем об этих людях-самородках, ни сами они не составляют из себя какого-то сообщества. Часто господствует местечковость, дурной индивидуализм и неспособность понять, что Санкт-Петербургская митрополия, не говоря уже о Русской Православной Церкви вовсе не ограничиваются и не исчерпываются родным приходом.
Мы пытаемся изменить это настроение умов. Для этого мы как отдел регулярно проводим конференции (например, 29 января мы организовали епархиальную конференцию «Церковные коммуникации. Микроуровень»), конкурсы (в прошлом году проводился епархиальный конкурс на лучший приходской сайт), оказываем консультативные услуги представителям приходов. К слову сказать, осенью мы планируем собрать участников прошедшего конкурса печатных СМИ для участия в цикле мастер-классов, которые проведут профессионалы в области верстки, дизайна и редакционной работы.
— Какие общие ошибки есть в приходских изданиях?
О «настоятелецентричности» многих приходских СМИ мы уже говорили. Многие приходские СМИ не оправдывают свое название, полностью игнорируя саму жизнь прихода. Часто считается уместным перепечатывать статьи с общецерковных сайтов, публиковать богослужебные тексты и проч., ничуть при этом не касаясь внутриприходских сюжетов. Упомянутые типы материалов вполне уместны в приходском издании, однако они должны идти в придачу к текстам, рассказывающим о жизни прихода, но никак не заменять их.
По итогам конкурса вскрылась одна общая проблема всех без исключения приходских СМИ. Для меня как администратора епархиальных веб-ресурсов это открытие было особенно грустным. По какой-то причине редакции приходских СМИ совершенно игнорируют веб-пространство. Ряд приходов обладают достаточно хорошими сайтами и при этом выпускают достойные печатные издания. Но взаимодействие этих, печатного и электронного, приходских СМИ обнаруживается лишь в том, что иногда мы можем найти на сайте pdf-файлы изданий. То есть сайт выступает лишь в качестве хранилища файлов, но никак не ретранслятора уникального контента на иную, несравненно большую по объему аудиторию Сети.
— Расскажите о победителях? Почему именно они лучшие? Трудно было выбирать? Почему?
Вообще определение победителей довольно коварная и заведомо неблагодарная работа. Всегда найдется тот, кто почувствует себя несправедливо обиженным. Мы постарались сделать процедуру определения победителей максимально открытой и прозрачной. Оргкомитет конкурса определил около трех десятков критериев, в соответствии с которыми можно было бы дать объективную оценку приходскому СМИ. Подобная формализация процедуры определения победителя помогла нам избежать столь частой в разных конкурсах «вкусовщины».
Нередко самый высокий балл получают не те, кто этого более всего достоин, а тот, кого лучше всего знаешь, с кем уже налажено взаимодействие, где работают «хорошие ребята». Какие же критерии мы смогли определить? Приходские СМИ оценивались нами по наличию обратной связи (контактные данные), рубрикации, сведений о тех, кто конкретно отвечает за выпуск издания, наличию анонсов приходской жизни, связи с епархиальными СМИ. Мы отмечали дополнительными баллами те издания, верстка которых является простой, не перегруженной различными элементами и удобной для чтения, где присутствует единство цветовой гаммы, используется ограниченное количество шрифтов и проч.
В итоге мы получили рейтинг всех участников конкурса, выполненный в соответствии с объективными, не зависящими от наших симпатий критериями. Издания, набравшие наибольшее количество баллов, получили призовые места в основной номинации «Знак качества». Первое место занял «Свято-Троицкий листок» собора Святой Троицы города Колпино. Вообще в этой номинации мы отметили пять изданий (одно первое место, одно второе и три третьих). Каково было наше удивление, когда выяснилось, что все эти издания выпускаются в храмах пригорода и области (Колпино, Кронштадт, пос.Рахья, Волхов, Лодейное поле).
Помимо номинации «Знак качества» в конкурсе имелись еще две: «Дебют» и «Творчество». Константино-Еленинский монастырь был отмечен призовым местом за альманах «Линтула», издание в той же мере интересное, сколь и содержательное (количество полос в два раза превышает объем епархиального журнала «Вода живая»). «Спасо-Парголовский листок» был удостоен первого места в номинации «Творчество» за качественный и профессиональный труд редакции.
— Как технически проходил конкурс?
О приближающемся конкурсе мы объявили еще в январе 2013 года на епархиальной конференции, посвященной церковным микрокоммуникациям. Затем была рекламная кампания (информирование через епархиальные СМИ, аккаунты в соц.сетях, была осуществлена рассылка электронных писем). Для информационной поддержки конкурса мы создали промо-сайт (www.press.aquaviva.ru). На сайте можно было познакомиться с положением о конкурсе, правилами участия. Там же можно было оставить заявку на участие в конкурсе. В итоге заявку на участие в конкурсе оформили 18 приходов (всего нам известно о 22 подобных начинаниях в митрополии).
В состав жюри вошли сотрудники информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской митрополии. Выпускающий редактор журнала «Вода живая» Анна Ершова курировала направление «Творчество», помогала в определении тех критериев, которые имеют отношение к содержательной части приходских СМИ. Дизайнер-верстальщик журнала «Вода живая» Елена Блинова оказала помощь в оценке приходских СМИ с точки зрения внешнего оформления.
— Какие-то очень интересные призы вручались, расскажите о них?
Призами были награждены все участники конкурса. Причем содержание «наградных пакетов» было практически идентичным. Это было сознательным решением, отражало наше отношение ко всем участникам конкурса. Воистину, те 5 % храмов нашей епархии, где имеются печатные издания, уже являются победителями, большими молодцами и заслуживают похвалы и одобрения.
Каждый участник получил подарок от спонсора, подборку последних номеров епархиального журнала, информационные материалы от отдела.
Все участники конкурса получили книги о правилах типографики, нормах оформления печатного издания. Единственное отличие состояло в том, что призеры получили сертификаты с подписью Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.
— А если провести такой всероссийский конкурс? Не хотите попробовать?
Мы стараемся координировать свою деятельность с Синодальным информационным отделом, сообщаем о наших инициативах, консультируемся по спорным вопросам епархиальной информационной политики. К слову сказать, все наши инициативы (конкурсы, конференции) и появились после того, как в мае 2012 года к нам приехали сотрудники СИНФО с тем, чтобы провести курсы для сотрудников епархиальных информационных отделов и пресс-служб.
В том, что касается церковных микрокоммуникаций (уровень прихода) наш отдел в настоящее время обладает некоторым опытом, которым мы вполне можем поделиться с другими епархиями нашей Церкви. Все что для этого нам необходимо — согласие и поддержка со стороны наших коллег из Москвы.