Смерть… Как же мы боимся даже произносить это слово, не то что встретиться с ней. Но она неизбежна, хочешь ли ты этого или не хочешь. Но разум человеческий никак не может ее принять. А вот если подумать: почему мы ее боимся? И ответ найдется сразу – потому что мы не готовы! Потому что наша жизнь – не есть подготовка к вечной радости, а, к сожалению, (у большинства из нас) – пустое, бездумное блуждание по земле в поисках лучшего.
Но не надо забывать, что смерть – это еще и встреча с Богом! Так неужели мы не стремимся к Нему?! Армянский поэт Х века Григор Нарекаци ( почитаемый в Армении как святой) писал:
Мне ведомо, что близок день Суда
И на Суде нас уличат во многом…
Но Божий Суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет Суд? Я поспешу туда.
А вот станет ли эта встреча для нас радостью, зависит от нашей сегодняшней жизни. Если мы готовимся к ней, если всю жизнь критерием оценки своих поступков, слов и даже мыслей был вопрос: «А понравится ли это Богу?», то умирать уже и не очень страшно. Но как невыносимо горько осознавать в последнюю минуту жизни, что многие твои стремления жить праведно разбились о свою же собственную лень, тщеславие, жадность, зависть… Одно успокаивает, что Господь Милостив, и Он любит тебя таким, какой ты есть. В памяти всплывают слова протоиерея Валентина Амфитеатрова из книги « Я плакал о всяком печальном»: «Хорошим людям не страшен будет Суд: они будут радоваться, что все страсти кончатся. Здесь – страсти плотские, ложь и прочее, а там – только радость и утешение. И нам надо надеяться, что будем одесную Господа, потому что мы верующие, а кто проклят – будем за того молиться, чтобы и он был наш, а не отверженным».
В Церкви существуют особые дни для поминовения усопших, их всего шесть. В эти дни хорошо бы придти в храм и, поставив свечку, помолиться за своих близких и родных. Они уже не могут сделать этого, потому ждут нас, живых, что мы поможем им. « Со святыми упокой»,- молит о всех своих усопших чадах Церковь, и все святые молятся вместе с нами. В этой молитве – научение высшей мудрости. В ней можно услышать голос древнего праотца, который собирает своих сыновей и говорит: «Соберитесь все вместе, и я расскажу вам, что будет в последние дни». И голос древнего пророка: «Это благословение, которым я благословляю вас перед моей смертью». В этой молитве – история всей святости, борьба за спасение всех душ человеческих. И над каждым именем усопшего звучит голос Спасителя: « Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много, а если бы не так, Я сказал бы вам: иду уготовать вам место» вашу смерть.
На кануне множество свечей. По своей форме они напоминают слезы. Но слеза капает на землю, а пламя свечи всегда стремится вверх. Мы хороним наших близких в могилы, а сердца свои устремляем ко Христу, в небеса, и просим Его, чтобы Он позаботился о тех, кто так нам дорог. А они, может быть, просят Бога позаботиться здесь о нас. Это единство взаимной любви во Христе умерших и живых людей и есть – Церковь Христова.
Но со своими близкими мы не расстаемся даже после смерти. Каждый день, поминая усопших в своих утренних и вечерних молитвах, мы вписываем их в круг нашей жизни…Как если бы они вдруг уехали далеко-далеко, и мы просто давно их не видели. Но при этом мы надеемся, мы очень верим, что когда-нибудь обязательно встретимся с ними. Потому что всех нас любит БОГ! Смерть всегда покушается на самое дорогое – на единство нашей любви. Она пытается оторвать от нас тех, кто делил с нами невзгоды и горести, кто наполнял нашу жизнь радостью. И теперь, молясь за усопших, мы отказываемся признавать, что их с нами рядом нет. Но у Бога все живы – Бог не создавал смерти.
Отче! В руки Твои предаю дух Мой (Лк.23;46), — таковы последние слова Господа со Креста. А каковы будут наши слова?
Преподаватель воскресной школы Христо-Рождественского храма
г. Юрьев-Польского Худякова М.В.