Кружки, в которых бы люди собирались и совместно изучали Евангелие – может быть, это кому-то покажется непривычным, поскольку у нас отсутствует подобная традиция. А не сложилась она по вполне объективным причинам: еще сто лет назад большинство населения писать и читать не умело. А подобные кружки возможны лишь в обществе с почти 100% грамотностью. Да и русский перевод Библии был напечатан только в 1870-е годы. В итоге люди просто часто не понимали, что же значит их вера.
У Николая Лескова есть замечательный рассказ «Однодум» — история человека, который прочитал русский перевод Библии, проникся написанным и… и теперь окружающие смотрят на него на безвредного дурачка. Здравых резонов от него требовать нельзя, но и вреда он никому не приносит. Он не ворует, не обманывает, – ненормальный, в общем…
Владимир Марциновский записал такой виденный им случай: после революции 1917 года в поезде едет матрос и рассказывает, как он буржуев резал, как грабил. Другой пассажир его спрашивает: «Как, ты же в церковь ходил, Евангелие слышал». Тот ответил: «А нешто мы его читали ? Мы только крышку Евангелия целовали»…
Или история про то, как собирали в храме деньги на новое напрестольное Евангелие. Вся деревней скинулись и, наконец, купили. Вот выносят его торжественно, священник возглашает: «От Луки святаго Евангелия чтение». И тут же крики от прихожан: «Как от Луки, мы тоже деньги давали!»
И, если сто лет назад люди не умели читать и писать, то тридцать лет назад они просто не могли достать Евангелие. Я помню, еще в середине 80-х, когда я пришел к вере, Евангелие чаще можно было отыскать в рукописном виде, и то с большим трудом. А уж собираться для его изучения было просто опасно: за религиозную пропаганду грозила уголовная статья.
Именно поэтому изучение, осмысление Евангелия в группах выглядит для нас как нечто новое, но новое не в том смысле, что оно вообще не присуще христианству, православию, а просто в имевшихся ранее российских исторических условиях это было невозможно.
Сейчас, когда словом «православие» называется все, что угодно и иногда даже вещи очень далекие от Евангелия, самое важное для нас – знакомство со Священным Писанием, которое составляет самую суть христианской веры. Если этого знакомства не будет, то место, которое должно быть заполнено знанием Евангелия, заполнится другими идеями, нередко даже противоположное евангельским смыслам.
Прошли первые 25 лет религиозной свободы. Четверть века. Всё доступно, но отчего-то люди сами себя ограничивают, как раньше их ограничивали то неграмотность, то отсутствие перевода, то атеистическое правительство.
Самый прямой путь
Слышать Евангелие во время богослужения явно не достаточно. Во-первых, оно прочитывается там далеко не целиком, если взять круг воскресных и праздничных чтений. Даже не вся Нагорная проповедь звучит.
Во-вторых, в контексте богослужения подчеркиваются только отдельные стороны евангельского текста.
Текст Евангелия обращен к каждому из нас. Читать его можно дома самостоятельно, но если этим ограничиваться, здесь больше риск какой-то ошибки, непонимания. Вообще это – книга Церкви и читать ее в Церкви – самое разумное, что можно сделать.
Когда люди, к одной стороны, участвуют в богослужении и воспринимают евангельский текст там, а с другой – читают его, собравшись вместе, молитвенно, стараясь проникнуть в его суть, они знакомятся с основами своей веры самым прямым путем из всех возможных.
Конечно, есть риск что-то пронять «не так». Но разве все понимают богослужение так, как следует? Почему же никто не говорит: «Давайте я не буду ходить на богослужение, а вдруг я там что-нибудь не так пойму». Есть ведь множество примеров не адекватного понимания текстов богослужения: «яко кадило пред Тобою» превращается в «я — крокодила пред Тобою».
Только ведь подобные казусы нас почему-то не пугают. Странно, что изучение Евангелия людям кажется опасным явлением. Может быть потому, что раньше они вообще старались не задумываться особенно над смыслом текстов, а тут им предлагают задуматься, а это – всегда труд и всегда риск. Проще не думать.
Понятно, что из текста можно выхватить любую фразу и сделать ее главной, как это делают сектанты. Вот, в Псалтири присутствует, например, фраза — «нет Бога» («Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» — Пс. 13, 1). Так можно выхватить любые библейские слова из контекста, придать им любое свое понимание и сделать из этого неверные выводы.
Но, как я сказал Евангелие – книга Церкви и читать ее надо в Церкви. При этом вовсе не обязательно, чтобы в группе евангельской был священник. Если он есть – хорошо, но ведь Церковь – это не только священники, это мы все. Есть миряне, которые имеют некий опыт в чтении Слова Божьего, в молитвенном размышлении над ним.
Христос посреди нас, когда мы собираемся во имя Его. Если мы Ему доверяем, действительно верим, что в Церкви действительно живет Святой Дух, значит, мы можем каким-то образом рассчитывать, что Он не даст нам впасть в ересь, если даже мы что-то не правильно прочитали. Да, мы можем ошибиться, можем не правильно что-то прочитать, тогда есть, кому нас поправить. Сектантский дух рождается не от чтения текстов: много кто читает, но мало кто организовывает новые секты, – а от самоуверенности, от того, что человек провозглашает свое понимание единственно правильным и считает, что ему открыта истина и все должны слушать только то, что он скажет.
Начитались люди каких-то книжек и потом пошли, закопались в овраге в ожидании конца света. Разве из этого следует, что, дабы избежать подобного – читать вообще ничего не нужно? Давайте тогда забудем алфавит, будем сидеть в блаженном безмыслии и бесчувствии (как буддисты описывают нирвану). Тогда ошибок никаких точно не совершим.
Только вот христианство не про это.
Страх ошибки
Вообще страх ошибки – с одной стороны оправдан, с другой – бывает лукавым. Ведь и Христос воплотился и говорил с людьми на понятном им языке, а они его все равно не понимали. Даже апостолы – до самого Воскресения не понимали, все что-то свое искали. Христос говорит им о своем распятии через короткое время, а они про то, кого посадить по правую, кого по левую руку от Господа. Он им говорит, что скоро умрет мучительной смертью, а они ждут, что Он станет царем и они около него — кем-то вроде первых и вторых министров… Это апостолы ничего не понимают! Тем не менее, Господь их не отверг, Он очень терпеливо, по-отечески с ними занимался, все объяснял.
Почему мы не думаем, что и с нами Он может так же заниматься? Только нужно Ему доверять, стараться проникнуть в Слово Божье по-настоящему, стремиться понять, что оно действительно значит. А не то, что мы хотим, чтобы оно значило.
Нередко можно услышать, как люди начинают из христианства делать то, что им удобно. Кто-то оправдывает свои слабости, кто-то – находит в Евангелии призыв к роскошной жизни, кто-то – пытается обосновать свои политические теории. Выискивают в Евангелии то, чего там на самом деле нет.
Бывает трудно понять и принять то, что там написано. Это совсем не легкое чтение, не то, что можно прочитать за пять минут и пойти дальше. В течение всей своей жизни человек старается как-то понять и применить к тому, как он живет, прочитанное в Евангелии, и никогда не доходит до конца, никогда не может сказать: я всё выполнил, больше ничего не осталось.
Да, здесь можно ошибиться, но христианство учит, что наша ошибка – это не конец, не катастрофа: ошибку всегда можно исправить, всегда есть место для покаяния, для исправления, для научения.
Нет единого приемлемого варианта для совместного изучения Евангелия. Все складывается в конкретной группе, исходя из обстоятельств, в том числе – характеров людей, уровня образования, склонностей, интересов тех, кто в эту группу входит. Здесь можно давать какие-то общие предложения, но не алгоритм.
Есть у подобных групп еще одна сторона. В наши дни люди в принципе перестают читать. Они знают буквы, умеют складывать их в слова, когда хотят прочесть рекламный лозунг или надпись на упаковке, но отвыкли читать тексты. Прочитать даже какой-то простой рассказ или газетную статью им уже становится трудно. В этом смысле чтение Евангелия – это еще и урок того, как в принципе нужно читать текст, стараться проникать в его смысл. Делать то, что современный человек, особенно молодой – отчасти разучился.
Андрей Десницкий.